На базе нашего детского сада состоялся мастер-класса для инструкторов по физической культуре дошкольных учреждений на тему «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре»

 Мастер-класс провела Балдина Гульнара Миннахматовна, специалист первой категории.  

В рамках мастер-класса она поделилась своим опытом и продемонстрировала применение некоторых методов кинезиологии и дыхательной гимнастики. А ведь как интересно научиться таким движениям, которые выполняют даже космонавты во время подготовки к полетам.

Участники мастер-класса узнали, что кинезиологические упражнения – это «Гимнастика мозга». В чем же привлекательность этих упражнений?

Эти простые движения, не требуют огромных затрат сил и энергии, но вместе с тем обладают уникальными свойствами: воспитывать, учить и лечить, и ребенка, и взрослого. Достаточно поиграть с ребенком один час в день, чтобы со временем исчезли симптомы дислексии, гиперактивности, нарушений вестибулярного аппарата. «Гимнастика мозга» улучшает память, помогает избавиться от боязни собственного голоса и обрести уверенность в себе, учит концентрироваться, быть внимательным, легко переключать внимание между общей картиной и деталями, одновременно творчески мыслить и писать. С включением активного движения «Гимнастика мозга» наиболее эффективна при занятиях спортом, музыкой, живописью и танцами всех видов. Упражнения самостоятельно может освоить даже ребенок.

Кроме кинезиологических упражнений, участники мастер-класса узнали о пользе правильного дыхания. Вы можете иметь более мощную иммунную систему и более стройную фигуру — всего лишь с помощью глубокого дыхания. А секрет кроется в кислороде! Дело в том, что добавочный кислород помогает справиться со многими проблемами — лишним весом, недостатком энергии и плохим здоровьем.

Участники мастер-класса прошли интересное тестирование. Выполнили некоторые упражнения и даже поиграли.

Зарядившись хорошим настроением и знаниями, участники оставили отличные отзывы и записались на следующее занятие, которое состоится уже с участием наших воспитанников. До новых встреч!

 

 

 

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре

(из опыта работы инструктора по физической культуре

Балдиной Гульнары Миннахматовны)

Автор: Балдина Гульнара Миннахматовна

                                          Образование: высшее

                                          Пермский государственный педагогический университет.

         Специальность: «Физическая культура и спорт».

                            Квалификация: «Педагог по физической культуре и спорту»,

                                                        2005г.

                                           Педагогический стаж, категория:

                                           Первая квалификационная категория;

                                     Педагогический стаж: 15 лет

                                  Награды:

2013 г. Почетная грамота Администрации МБДОУ «Детский сад № 29» муниципального образования Абинского района Краснодарского края;

2014 г. Грамота заведующего МБДОУ «Детский сад № 14 «Оленёнок»;

2017г. – Государственная награда «Золотой знак отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», приказ Министерства спорта РФ от 24.10.2017 №138НГ 

 

Аннотация

 

Балдина Гульнара Миннахматовна, инструктор по физической культуре 1 квалификационной категории МБДОУ «ДС № 14 «Олененок».   Окончила курсы повышения квалификации по теме «Образовательная кинезиология в практике психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях реализации ФГОС».

Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре» раскрывает применение метода кинезиологии в образовательной деятельности с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО, направлен на развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. В данном материале представлены методы и приемы, комплексы игр и упражнений с постепенным усложнением игровых и учебных заданий, формирующих развитие интеллекта посредством кинезиологических упражнений детей старшего дошкольного возраста.

Технология кинезиологических упражнений доступна для всех педагогических работников и родителей, может применяться в совместной деятельности детей и взрослых, как часть непосредственной образовательной деятельности в условиях детского сада, а также как занимательные игры дома.

Рекомендована для широкого круга читателей, интересующихся современными педагогическими технологиями развивающего и опережающего обучения детей дошкольного возраста.

 

Содержание:

 

Введение стр. 4  
Основная часть стр. 7  
Картотека кинезиологических упражнений стр. 12  

Кинезиологические игры

с сопровождением стихами на экологическую тему

стр. 18  
Комплекс упражнений, игр, пальчиковых гимнастик
с элементами кинезиологии
стр. 21  

Примерное планирование комплексов кинезиологических

упражнений

стр. 26  
Библиографический список стр. 27  
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Происходящие изменения в обществе и принятые стандарты дошкольного образования выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуального, творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе в соответствии с ФГОС ДО.

В условиях модернизации дошкольного образования воспитание творческих и интеллектуальных способностей становится одним из главных направлений в работе с детьми.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения; наука о движении мыслей, чувств, мышц тела человека.

Идея применения кинезиологических упражнений – внедрение инновационных технологий в реализации задач образовательной программы дошкольного учреждения, поиск эффективных форм и приемов всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Цель применения кинезиологических упражнений - повышение мыслительной деятельности детей через развитие межполушарного взаимодействия головного мозга, развитие психических процессов, общей и мелкой моторки.

Актуальность применения кинезиологических упражнений

Развитие межполушарного взаимодействия является основой раз­вития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое — гуманитарное, образное; левое — математиче­ское, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, неоспоримым фактом является то, что нарушение межполушарной передачи информа­ции искажает познавательную деятельность детей. Не секрет, что в настоящее время растет число детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации, которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями психики.

Для стимуляции интеллектуального развития применяются кинезиологические упражнения на занятиях по физической культуре в дошкольном учреждении.

Это позволяет повысить уровень интеллекта и даёт возможность развивать индивидуально-личностные особенности ребенка. Это возможно лишь при тесном сотрудничестве всех участников педагогического процесса: детей, родителей и воспитателей, логопеда и психолога, и инструктора по физической культуре.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогические основы метода кинезиологии и развития интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
  • определить основные методы, приемы, формы использования кинезиологических упражнений в процессе интеллектуального и речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.
  • помочь родителям, педагогам и детям усвоить применение кинезиологических упражнений в развитии интеллектуальных способностей
  • помочь ребенку самостоятельно применять эти упражнения в свободной деятельности для развития своего интеллекта и снятия мускульной зажатости в стрессовых ситуациях.

Практическая значимость опыта работы заключается в том, что разработанная система игр и упражнений с использованием кинезиологических упражнений, направленных на формирование у старших дошкольников полноценной речи, интеллектуальных способностей, может быть использована в работе с детьми инструктором по физической культуре, учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателями групп и родителями.

Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь и координация пальцев. Широко используются кинезиологические упражнения в логопедии, психологии, дефектологии, нейропсихологии, педиатрии, педагогике. Такие задания не только развивают нервные связи, но и веселят детей, доставляя им удовольствие.

Характерная черта опыта

Метод кинезиологии не требует никаких материальных, финансовых и методических затрат. Руки всегда основная часть тела ребенка, они рядом и постоянно в дошкольном возрасте требуют нагрузки в движении. Применять кинезиологические упражнения можно с детьми с 3-х летнего возраста. Особенность практики в том, что ее можно применять со всеми детьми, как не имеющими проблемы в развитии, а также с детьми, испытывающими затруднения в освоении образовательной программы, в том числе и с детьми, для которых русский язык не является родным.  

Значимость опыта заключается в том, что разработанная система кинезиологических упражнений, направленных на формирование у дошкольников полноценной речи, интеллектуальных способностей может быть использована в образовательной деятельности всеми педагогическими работниками и родителями.

Данная практика реализуется в дошкольном образовательном учреждении с 2015 года. Предлагаемый опыт был представлен в виде мастер-класса перед инструкторами по физической культуре города в 2018 году. Слушатели мастер-класса познакомились с комплексами кинезиологических упражнений, которые применяются на физкультурных занятиях:

1. Растяжки – они нормализуют тонус мышц.

2. Дыхательные упражнения. Дыхание – самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

3. Глазодвигательные упражнения. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма.

4. Телесные упражнения. При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций.

5. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи. Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

6. Массаж. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове.

7. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Применение данных кинезиологических упражнений позволяет повысить уровень интеллекта у детей, их физического развития, снять мускульную зажатость.

В данной деятельности используются современные педагогические технологии: развивающего и опережающего обучения, технологии личностно-ориентированного подхода, что дает возможность создать условия для самовыражения детей, роста их учебной мотивации.

Также данная практика представлена педагогической общественности в 2018 году на городских педагогических чтениях «Норильский учитель: опыт прошлого – взгляд в будущее».  

Результативность опыта

Эффективность применяемых кинезиологических упражнений подтверждается положительными результатами мониторинга интеллектуального развития детей, которое проводится посредством проведения педагогической диагностики. Развивающий эффект данных занятий проявился прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, которые со временем перерастают в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти, внимания и мышления.

 

 

 

Основная часть

Формирование и развитие нервной системы и головного мозга начинается еще задолго до рождения малыша и заканчивается не сразу после окончания школы. Активная фаза развития приходится на первые годы жизни, когда ребенок познает мир, у него возникает речь и улучшается синхронная работа двух полушарий головного мозга. Нам всем известно, что любые действия рук или ног сначала импульсами проходят через мозг. Это подтверждает всем известная рефлекторная дуга Павлова. Именно такую связь головного мозга и действий взяли за основу создатели науки кинезиологии. Они утверждают, что оба полушария головного мозга могут эффективно развиваться через специальные действия - кинезиологические упражнения. После их продолжительного выполнения результат порадует любого родителя, как дошкольника, так и ребенка, посещающего школу. Основная их польза заключается в том, что развивается мозолистое тело головного мозга ребенка, повышается стрессоустойчивость, снижается утомляемость, а также улучшается работа психических процессов. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

При наблюдении за малышами видно, что те, кто мало ползал в раннем детстве, потом имеют нарушения в работе полушарий, и это в дальнейшем сказывается на процессе обучения и восприятия информации. Ведь ребенок, демонстрируя преобладание левого полушария, теряет энергию, необходимую для познания.

Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Применяемые кинезиологические   упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка дошкольного возраста, расширить границы возможностей его мозга, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизи­руют работу головного мозга.

Одна из главных возможностей, которую нам дает мозг, – это возможность двигаться. Если бы мы не могли реагировать на все разнообразие информации, получаемой извне, каков бы был смысл ее обрабатывать? Мозг управляет всеми мышцами тела и в каждый момент знает точное положение каждой из них!

В основе кинезиологии лежит теория о трех функциональных блоках мозга.

Первый блок — энергетический. Включает затылочную область. Данный блок отвечает за социальную позицию «Я хочу», за эмоции, за мотивацию. Это самый древний блок, есть даже у ящериц.

Второй блок — блок приема, переработки и хранения информации. Отвечает за процессы памяти, за мышление, восприятие. Ответственный за позицию «Я могу». Данный блок заканчивает формироваться к 7 годам.

Третий блок — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Отвечает за состояние «Я должен». Формирование заканчивается к 20 годам. Тренировать можно всю жизнь.

Связующим звеном между блоками является мозолистое тело.

Работа всех трех блоков определяет поведение человека. Как правило, работа одного или двух блоков преобладает. И от этого преобладания зависят особенности поведения человека, его активности.

Итак, отклонения в поведении определяются недостаточной работой определенного блока. Таким образом, если не работает первый блок — энергетический –  снижение уровня психической активности, быстрая истощаемость ребенка, колебания внимания – эти симптомы не позволяют ребенку осуществлять ту или иную деятельность, играть, выполнять задания. Часто одним из симптомов нарушения этого функционального блока у детей является снижение общей активности – они пассивны, не интересуются окружающим, снижен объем двигательной и познавательной активности. Если не работает второй блок — отвлекаемость, нарушения речи, не может правильно высказаться, плохо проговаривает слова. Если не работает третий блок — ребенок «без тормозов», он не предвидит что будет дальше.

Анализируя поведение ребенка, можно предположить о том, работа какого из блоков недостаточна.

При планировании и организации образовательной деятельности, самое главное — активизировать первый блок, то есть настроить, заинтересовать, замотивировать.  Если не подключить первый блок, то два других не будут работать в должной степени. Как подключить первый блок? Посредством динамических пауз, экспериментов, создания проблемной ситуации. Если не работает первый блок, следовательно, не работает второй блок, следовательно, не работает третий блок. И ребенок не усваивает материал, отказывается заниматься.

Деятельность полушарий является совместной. При этом правое полушарие получает возможность воздействовать на одноименную половину тела, передавая сигналы через левое полушарие. Мозолистое тело становится связью, мостом между полушариями.

Активность одного из полушарий «выключает», блокирует деятельность второго. Координация полушарий отсутствует. Нарушается и взаимодействие мозга - тело. Вот тогда и происходят препятствия в   нормальном развитии всех аспектов личности.

Чтобы оба полушария головного мозга были равноценно развиты надо тренировать мозг. Так вот, роль кинезиологии заключается в том, чтобы синхронизировать работу обоих полушарий, передавать информацию из одного полушария в другое.

Современный мир, наполненный обилием компьютеров, различных гаджетов, не требует от детей ручных усилий, и поэтому моторные навыки ослабляются: дети плохо держат карандаш, кисточку, ножницы, отчего и происходят постоянные зажимы кисти, что ведет к нарушению даже эмоционального состояния, не говоря о развивающейся у детей гиподинамии.

А все это в дальнейшем сказывается на восприятии и усвоении любого обучающего материала и на физической активности. Если ребенок отказывается писать, читать, заниматься рисованием, лепкой, любит сидеть с планшетом, компьютером или перед телевизором – это не его вина. Когда нет энергии творчества, энергии самореализации, очень сложно что-то требовать от ребенка. Именно для получения этой энергии и нужны кинезиологические упражнения.

И мы, инструкторы по физкультуре в детском саду можем помочь в интеллектуальном развитии ребенка!

В чем же секрет такого масштабного действия каких-то простых упражнений? Это можно понять, изучив хоть немного нейрофизиологическое устройство нашего организма и конечно, испытав их действия на себе.

Одна из главных возможностей, которую нам дает мозг, – это возможность двигаться. Если бы мы не могли реагировать на все разнообразие информации, получаемой извне, каков бы был смысл ее обрабатывать? Мозг управляет всеми мышцами тела и в каждый момент знает точное положение каждой из них! При желании его можно назвать сверхталантливым режиссером...!

Существует ряд кинезиологических упражнений, которые улучшают мыслительную деятельность, развивают межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, память, внимание, речь, мышление.

Деятельность полушарий является совместной. При этом правое полушарие получает возможность воздействовать на одноименную половину тела, передавая сигналы через левое полушарие. Мозолистое тело становится связью, мостом между полушариями.

Активность одного из полушарий «выключает», блокирует деятельность второго. Координация полушарий отсутствует. Нарушается и взаимодействие мозга - тело. Вот тогда и происходят препятствия в нормальном развитии всех аспектов личности. Когда я наблюдала за детьми, то было видно по их действиям, что взаимодействия между полушариями у них почти или совершенно отсутствует. Они демонстрируют слабую мускульную реакцию на определенные упражнения, у них плохая координация движений, и это сказывается в познавательной деятельности.

С помощью «простых» движений «переключаются» свои полушария, меньше тратя энергии на выполнение основной работы. Вот этим и занимается наука – кинезиология. Этим и привлекла она меня. Так интересно, занимаясь с детьми наблюдать, как в ходе тренировок от кинезиологических упражнений наблюдается динамика в преодолении мыслительных операций, и это сказывается на развитии интеллекта и даже эмоциональной сферы.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения для дошкольников несложны, дети с легкостью могут их выполнять. Современный мир, наполненный обилием компьютеров, различных гаджетов, не требует от детей ручных усилий, и поэтому моторные навыки ослабляются: дети плохо держат карандаш, кисточку, ножницы, отчего и происходят постоянные зажимы кисти, что ведет к нарушению даже эмоционального состояния. А все это в дальнейшем сказывается на восприятии и усвоении любого обучающего материала и на здоровье. Ведь кинезиология, которая развивает с помощью движений межполушарное взаимодействие, относится к здоровьесберегающей технологии. Поэтому одной из главных задач является всесторонней развитие личности ребенка с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения новыми методами и приемами обучения интеллектуальным способностям, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка. В свете этого метод кинезиологии стал очень актуален, ведь для детей и взрослых этот метод был в новинку. Это вызывало особенный интерес к моим занятиям, и я начала применять на занятиях по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста приемы и методы кинезиологии. С начала 2017 - 2018 учебного года, я стала включать кинезиологические упражнения и младшим дошкольникам.

Такие стимулы как научиться таким движениям, которые выполняют даже космонавты во время подготовки к полетам, очень заинтересовали детей, и они с радостью восприняли новшества в занятиях и применении кинезиологических упражнений. Кроме того, дети, выполняя упражнения, знают, что они помогают им лучше думать, быть внимательными, лучше запоминать. Да и игровой момент дает больше пользы. Готовность ребенка к школе – это сложный компонент определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении. Чем увереннее и спокойнее начнется для первоклассника школьная жизнь, чем лучше ребенок сможет адаптироваться к новым условиям, новым людям, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем обучении.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организ­ме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых преде­лах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществ­ляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данная кинезиологическая методика позволяют выявить скрытые способности ребенка старшего дошкольного возраста и расширить границы возможностей его мозга. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизи­руют работу головного мозга.

Организация предшкольной подготовки – задача всех взрослых, окружающих ребенка. Важно, чтобы в этот период родители и педагоги детского сада объединили свои усилия, направленные на воспитание будущего школьника. Вот почему мои занятия по методу кинезиологии – обязательный элемент.

Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждая связь тонкой моторики с развитием мозга. Чем лучше развита способность двигаться, тем больше потенциал к обучению и развитию интеллектуальных способностей.

Проведя наблюдение за детьми в естественных условиях развития - в игровой деятельности, на занятиях - я увидела, что дети с проблемами в развитии познавательной и эмоциональной сферы, требуют коррекционно-развивающей работы в этом направлении новыми методами и приемами.

Кинезиологические упражнения сейчас очень популярны и используются не только детьми, но и взрослыми. Сами комплексы упражнений можно взять из книги А.Сиротюк «Обучение детей с учетом психофизиологии», Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте».

Кинезиологические упражнения, или игры я включаю в любую часть занятия. Например, в подготовительной части, во время ходьбы, можно пройти на носках, одна рука в сторону, другая вверх, затем на пятках, одна рука на плече, другая за спиной. Задания варьируются в зависимости от подготовленности и возраста.

            Во второй части – основной, игры и упражнения перекликаются друг с другом. При выполнении общеразвивающих упражнений, обязательно включаю кинезиологические упражнения. Во время выполнения основных видов движений, дети так же могут выполнить кинезиологическое упражнение. Разнообразие приемов дает возможность быть детям в тонусе, поддерживать интерес на протяжении всего занятия. Занятие в этой части построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. То же и в заключительной части – любое кинезиологическое упражнение будет к месту.

Интеллектуально-развивающие игры и упражнения направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, восприятия. Дыхательно-координационные упражнения направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения. Пальчиковая гимнастика способствует развитию психических функций (внимания, памяти, мышления и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук. Упражнение для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления способствует снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия (кинезиология).

Применение различных гимнастик на занятиях позволяет развивать у детей в комплексе межполушарное взаимодействие, а именно:

Дыхательная гимнастика играет огромную роль в оздоровлении детей. Она проводится в различных режимных моментах в течение всего дня - на утренней гимнастике, на занятиях, в свободной деятельности и т.д. Для того чтобы ребенок научился говорить, думать надо научить его правильному дыханию. Для этого на своих занятиях я с детьми изучаю игровые приемы дыхательных техник.

Кинезиологическая гимнастика включает в себя упражнения:

- для развития межполушарного взаимодействия;

- развития творческого ( наглядно-образного) мышления( правое полушарие); - развитие абстрактно-логического мышления( левое полушарие);

- профилактика нарушения зрения и активизации работы мышц глаз

          Суставная гимнастика: самомассаж ушей, потирание ладоней, поколачивание пальчиками и другое.

Все элементы занятий просты и доступны и требуют от взрослого, будь то родитель или педагог, только одного – доброжелательного отношения к ребенку и уверенности в его успехе.

Рекомендуется формировать занятия из 4-6 кинезиологических упражнений, выполняемых на разных уровнях, с использованием предметов и упражнений на баланс таким образом, чтобы ребенок освоил движения до автоматизма. По отдельности упражнения можно включать в физминутки на различных занятиях и выполнять их несколько раз в день. Опорные точки для коррекции правильности выполнения упражнения и интеграции рефлексов дети выполняют на индивидуальных занятиях для правильной постановки движения, т.е. дать первичный образец и закрепить правильное движение.   Упражнения окажутся особо эффективными, если связать их с интересной и актуальной для детей тематикой, использовать сказочных героев и животных.

В начале своей работы я стала применять самые легкие упражнения еще в старшей группе и старалась не только обучать детей, но и учиться самой. Давалось в этом возрасте больше дыхательных упражнений и пальчиковых игр. У некоторых детей старшей группы еще слабая общая и мелкая моторика и координация. Но чтобы заинтересовать детей, я проводила занятия с применением кинезиологических упражнений на различных сюжетах, например – путешествие, или квест. Это давало больше эффекта, чем простое механическое заучивание положения рук и многократного его повторения

   Уже к подготовительной группе был накоплен пусть хоть небольшой, но багаж умений применения кинезиологических упражнений. И вот тогда и начиналась основная плодотворная работа в комплексе. Я уже старалась на занятиях добиваться того, чтобы дети не просто выполняли кинезиологические упражнения, а осознанно подходили к каждому движению.

В подготовительной группе те же упражнения, но вносилась какая-то «изюминка». То ли это было выполнение под музыку, то ли под новые стихи, которые дети вместе с родителями находили в литературе. И старые упражнения звучали по-новому

Таким образом, использование метода кинезиологии позволяет более эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были им не доступны.

Дети научились проявлять себя естественно, не стесняясь выражать свои чувства, мысли и эмоции. В процессе воспитания и общения со взрослыми одновременно приобрели способность к творческому самовыражению. В процессе проведения коррекций у детей с эмоциональными проблемами восстановилась изначальная простота, естественность и свобода самовыражения.

Движения детей уже носят произвольный и направляющий характер. Они самостоятельно различают виды движений, умеют выделять их отдельные элементы, пытаются обсуждать результаты своих действий. У многих проявляется интерес к результатам выполнения задания, они прилагают волевые усилия для преодоления трудностей. И активизируется познавательная активность, стремление действовать. Дети проявляют инициативу и самостоятельность в выборе упражнений, игр, пособий.

В результате работы выработалась система отслеживания динамики не только развития интеллекта, но и эмоционального состояния детей. Это позволило родителям и педагогическому коллективу нашего детского сада обеспечить условия для полноценного развития личности ребенка и сохранения его психического здоровья.

Кинезиологические упражнения совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость; готовят ребенка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю; способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями.

Поощряйте мудрое движение, чтобы дети становились умнее, спортивнее, музыкальнее, коммуникабельнее, любили учиться, обладали превосходным творческим мышлением, прекрасной памятью и физической активностью!

Картотека кинезиологических упражнений


Составлена по методическим разработкам А. Л. Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников» и рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста (но возможно использование отдельных упражнений и в более младшем возрасте, а также всей картотеки для детей младшего школьного возраста). Картотека представляет собой карточки с комплексами. 

 

I. Растяжки

1. “Снеговик”

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

2. “Дерево”

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

3. “Тряпичная кукла и солдат”

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

4. “Сорви яблоки”

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

II. Дыхательные упражнения

1. “Свеча”

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

2. “Дышим носом”

Подыши одной ноздрей,

И придет к тебе покой.

Исходное положение – о. с.

1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;

2  - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

3. “Ныряльщик”

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

4. “Надуй шарик”

Исходное положение -  лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

5. “Дыхание”

Тихо-тихо мы подышим,

Сердце мы свое услышим.

И. п. - о. с.

1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;

2 — плавный выдох через нос.

6. “Губы трубкой”

Чтобы правильно дышать,

Нужно воздух нам глотать.

И. п. - о. с.

1 — полный вдох через нос, втягивая живот;

2 — губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа;

3 — сделать глотательное движение, как бы глотая воздух;

4 — пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

 

 

III. Телесные упражнения

1. Перекрестное марширование”

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем,шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

 

2. “Мельница”

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

3.“Паровозик”

Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

4. “Робот”

Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

5. «Колено – локоть».

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

 

6. “Яйцо”
Спрячемся от всех забот,

только мама нас найдет.

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в  сторону, стараясь расслабиться.

7.“Дерево”

Мы растем, растем, растем

И до неба достаем.

Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево.        (10 раз)

 

8.«Крюки». Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

VI. Упражнения на релаксацию

1. “Дирижер”

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

2. “Путешествие на облаке”

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

3.Релаксация “Ковер-самолет”

Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.
Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

V. Глазодвигательные упражнения

1. “Взгляд влево вверх”

Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх подуглов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

2. “Горизонтальная восьмерка”

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

3.«Слон».

Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

4. “Глаз – путешественник”

Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.

5. “Глазки”

Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).

6. “Глазки”

Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

7. “Глазки”

Чтобы зоркими нам стать,

Нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.

КОМПЛЕКС 1

  1. Массаж ушных раковин.

Сделайте массаж мочки ушей, потом всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

  1. Перекрестные движения.

Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой  и левой ногой (вперед, вбок, назад). Потом сделайте тоже самое левой рукой и правой ногой.

  1. Кивание головой.

Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, наклоните голову вперед и медленно раскачивайте ей из стороны в сторону.

  1. Горизонтальная (ленивая) восьмерка.

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой,  потом другой, а потом двумя руками вместе.

  1. Симметричные рисунки.

Нарисуйте в воздухе двумя руками одновременно зеркально симметричные рисунки.

  1. Медвежье  покачивание.

Качаться из стороны в сторону. Потом подключать руки. Придумать сюжет.

  1. Поза скручивания.

Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедер притулить к спинке. Правой рукой держитесь за правый бок спинки стула, а левой – за левый. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась напротив стула. Оставайтесь в этом положении 5-10 с. Выполняйте тоже самое в другую сторону.

  1. Дыхательная гимнастика.

Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче  чем выдох.

  1. Гимнастика для глаз.

Сделайте плакат-схему зрительно-двигательных траекторий максимально возможной величины. На ней с помощью специальных стрелок обозначены основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вниз, влево, вправо, по часовой стрелки и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет сой цвет: № 1, 2 – коричневый; № 4 – голубой; № 5 – зеленый. Упражнение  выполняется только стоя.

 

 

Кинезиологические игры с сопровождением стихотворений на экологическую тему

«Колечко1». Последовательно в достаточно быстром темпе соединять большой палец сначала с указательным, потом со всеми остальными – это будет прямой порядок.

Речевое сопровождение:

Чтоб цветы в лесу цвели,

Всю весну и лето,

Мы не будем собирать,

Их больших букетов.

Задание сначала нужно сделать пальцами ведущей руки, затем другой. Усвоив алгоритм, движения выполняют синхронно обеими руками.

«Колечко2». Обратные колечки – самый сложный вариант. Левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая — большой и мизинец. В такт счету левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая соответственно с безымянным, средним и указательным. Затем следуют движения в противоположном направлении.

Речевое сопровождение:

Если птенчик из гнезда

Выпорхнул до срока,

Мы поможем, не беда,

Не трещи, сорока.

«Кулак – ребро – ладонь». Выполнять движения желательно на поверхности стола. Движения должны быть четкими, с четкой последовательностью. Во втором и третьем положении следите, чтобы пальцы были выпрямлены. Сначала сделайте упражнение вместе с ребенком. Затем предложите повторить самостоятельно (до десяти раз) .

Прежде, чем приступить к повторам с двумя руками, пусть ребенок отработает алгоритм сначала правой (если малыш правша, затем левой рукой.

Речевое сопровождение:

Должен знать и помнить каждый:

Если мусор сыпать в пруд,

То в таком пруду однажды

Рыбы попросту помрут.

«Лягушка». Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе.

Речевое сопровождение:

Лягушка хочет в пруд,

Лягушке скучно тут,

А пруд зарос травой,

Зеленой и густой.

«Лезгинка». Правая рука развернута ладонью к себе, сжата в кулак, отставлен в сторону большой палец. Ладонь левой руки – параллельна полу, упирается кончиками пальцев в кулак (у основания мизинца). Теперь нужно сделать повторить позицию зеркально (правая рука собрана в кулак, левая распрямлена). Вернуться к исходному положению и повторить еще 6-8 раз. Ускоряйте темп выполнения, не забывая прижимать и оттопыривать большие. Упражнения требует тренировки, оно может получиться далеко не сразу. Помните, чем сложнее задание, тем оно полезнее!

Речевое сопровождение:

Жили люди на планете,

Мамы, папы и их дети,

Бросят люди по бумажке,

Планета станет замарашкой.

«Здравствуй». Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Речевое сопровождение:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

«Ухо – нос 1». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Речевое сопровождение:

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо-

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

 «Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Речевое сопровождение:

Нам значки сегодня дали,

Мы экологами стали!

Мы в любую непогоду,

Охранять идем природу!

 «Зайчик – кольцо». Упражнение основано на переходе из оной позиции в другую: а) пальцы— в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

 Речевое сопровождение:

Прыгнул заинька с крылечка,

И в траве нашел колечко.

А колечко непростое —

Блестит, словно золотое.

 «Крючки»

Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом. Попеременно и попарно сцеплять пальцы на руках.

Речевое сопровождение:

Бабочка-коробочка, улетай под облачко.

Там твои детки на березовой ветке.

«Цепочка 1». ». Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный, большой — средний и т. д. В упражнении участвуют все пальчики.

Речевое сопровождение:

Хоть и вредный мухомор,

Я его не трону.

Вдруг понадобиться он

Жителю лесному.

«Домик».

Руки направлены вверх. Большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням. Основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются. Мизинец правой руки встает вертикально — «труба».

Речевое сопровождение:

Хрупкий домик муравья

Надо тоже охранять.

Обязательно он должен

За заборчиком стоять.

Комплекс упражнений, игр, пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии


Задания подбираются в зависимости от цели и темы НОД 

1. «Ласковое солнышко»

Набежали на небо темные тучки и закрыли солнышко. Сразу стало холодно. Замерзают пальчики, руки, ноги. Мы стали как льдинки. Но вот из-за тучки показался солнечный луч. Он погладил нас по носику, но щечкам. И они согрелись. И вдруг выглянуло все солнце. Оно было большое, желтое и очень-очень теплое. Солнышко растопило все льдинки. Оно обогрело нас, каждый наш пальчик стал теплым. Согрелись и стали теплыми руки. Согрелись и стали теплыми ноги. Потеплели плечи, грудка, живот. Мы стали спокойными, добрыми, ласковыми, как солнышко. Мы успокаиваемся, дышим ровно, глубоко. Вдох — выдох. Мы теперь спокойные. Руки и ноги нас слушаются. Мы можем управлять собой. Солнышко пощекотало нас, и мы улыбнулись, открыли глаза, потянулись. Повернулись на бок. Встали.

2. «Осень»

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга) Приходи! (зажимаем кулаки по очереди) Осень, осень, (трем ладошки друг о друга) Погляди! (ладони на щеки) Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями) Тихо на землю ложатся. (ладони гладят по коленям) Солнце нас уже не греет, (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди) Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны) К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук) Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони) Шапки, куртки надеваем (имитируем) И ботинки обуваем (топаем ногами) Знаем месяцы: (ладони стучат по коленям) Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь).

3. «Грибы да ягоды»

Я в лесу нашел грибок. Я сорвать его не смог: (ладонь одной руки лежит на кулаке другой (меняем) Дождь грибочек поливал, ( пальцы ласково глядят по щекам) И грибочек подрастал. (руки сцепляем пальцами, постепенно увеличивая круг называем грибы) Ягодка росла в лесу. Я домой ее несу. (кулак одной руки лежит на ладони другой (меняем) Солнце ягодку согрело, (пальцы ласково гладят по щекам) Наша ягодка поспела. (делаем круги, соединяя по очереди все пальцы с большим, одновременно на двух руках).

- называем ягоды.

 

 

4. «Урожай».

Овощи растут на грядке.(скрестить пальцы на руках, по очереди поднимать пальцы) Посчитай их по порядку: (соединить по очереди пальцы на двух руках) Капуста, перец, огурец, (кулак, ребро, ладонь) Я сегодня молодец. (гладим себя по груди) На грядке овощи растут, (скрестить пальцы на руках, по очереди поднимать пальцы) Что же мы увидим тут? (соединить по очереди пальцы на двух руках). Картофель, помидор, морковь, (кулак, ребро, ладонь) Мы себя похвалим вновь. (гладим себя по груди)

5. «Зима»

Пришла зима, (трем ладошки друг о друга) Принесла мороз. (пальцами массажируем плечи, предплечья) Пришла зима, (трем ладошки друг о друга) Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа) Снег, (плавные движения ладонями) Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно) Гололед. (ладони шоркают по коленям разнонаправлено) Все на улицу — вперед! (одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем) Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам) Шапку, шубу, валенки. (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами) Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони) И завяжем шарфики. (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи) Зимний месяц называй! (ладони стучат по коленям) Декабрь, Январь, Февраль. ( кулак, ребро, ладонь).

6. Пальчиковая гимнастика «Новый год»

Наступает Новый год! (хлопаем в ладоши) Дети водят хоровод.(кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу) Висят на елке шарики, (поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар) Светятся фонарики. (фонарики) Вот сверкают льдинки, (сжимать и резко разжимать кулаки по очереди) Кружатся снежинки. (легко и плавно двигать кистями) В гости дед Мороз идет, (пальцы шагают по коленям или по полу) Всем подарки он несет. (трем друг об друга ладони) Чтоб подарки посчитать, Будем пальцы загибать: (хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем) 1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О. (по очереди массажируем каждый палец)

7. «Найди животных»

Мы тихонько в лес зайдем. (пальцы шагают по столу (коленям) Что же мы увидим в нем? (одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем) Там деревья подрастают, К солнцу ветки направляют. (одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот) Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками) Животных мы хотим найти. (одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот) -дети по очереди называют диких животных По деревне мы шагаем, (пальцы шагают по столу (коленям). Видим будки и сараи. (одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем) Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками) Животных мы хотим найти. (одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот) дети по очереди называют домашних животных В жарких странах оказались, (пальцы шагают по столу (коленям) Очень долго удивлялись. одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем) Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками) Животных мы хотим найти. (одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот) - дети по очереди называют животных жарких стран.

8. Пальчиковая гимнастика «Путешествие»

Тук-тук-тук,Тук-тук-тук. Наши ушки слышат стук. (возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза) Вот ладошечки шуршат, (потирание ладоней друг о друга) Наши пальчики трещат. (потирание кулачков друг о друга) Теперь в ладоши громко бей, (хлопки) А теперь ты их согрей. (ладони на щеки) К путешествию готовы? (кулаки на коленях) Да! (руки вверх, ладони раскрыть) В путь отправимся мы снова: (вращательные движения кистями) Сядем мы на самолет И отправимся в полет. (руки в стороны, ладони напряжены) Мы теперь на корабле, Нас качает на волне. (ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз) Едет поезд, (ребром ладони двигаем по коленям или по столу) Колеса стучат. (кулачки стучат по коленям или по столу) С поезда много веселых ребят (зверят). (подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени или на стол) Перечислить имена детей (зверей). (Дети повторяют и хлопают ладонями по коленям или по столу).

9. «Где вы, рыбки?»

Рыбки, рыбки, где вы, где? Рыбки плавают в воде. Вы плывете, рыбки, сами? Машете вы плавниками. Что блестит, как жар горя? На вашем теле чешуя. Рыбки, рыбки, вы не спите. Вы плывите! Вы плывите! Дети договаривают последние слова двустишья. Потом изображают плавающих рыб. По сигналy взрослого замирают, приняв определенную позу, которая заранее оговаривается. Рыбка — присесть. Ночь — закрывают глаза, две сложенные руки вперед. Червячок — руки, сложенные вместе, вверх.

10. «Букет цветов»

Посадили зернышко, (ведущий кладет в ладони всем детям «зернышко») Выглянуло солнышко. Солнышко, свети — свети! (кисти сжимаем и разжимаем по очереди) Зернышко, расти — расти! (ладони вместе, руки двигаются вверх) Появляются листочки, (ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно) Распускаются цветочки. (кисти сжимаем и разжимаем по очереди)

11. «Массаж ладоней»

Ежик колет нам ладошки, Поиграем с ним немножко. Если будем с ним играть — Ручки будем развивать. Ловкими станут пальчики, Умными — девочки, мальчики. Ежик нам ладошки колет, Руки нам готовит к школе.

12. «Гусеница»

Шла гусеница по дорожке. У нее в ботинках ножки. Ротик, нос, а глаза — два, И большая голова. Желтый, зеленый, красный, синий, С улыбкой ты всегда красивый! (по ходу текста пальцем обводить контур гусеницы).

13. «Чики-чи, чики-чи»

Кто же это так стучит? (левая ладонь накрывает правый кулак и наоборот) Крепко глазки закрываем, (дети закрывают глаза ладонями) Кто это стучит — узнаем. (ведущий кладет перед кем-то бубен (барабан, молоточек) Ведущий отстукивает ритм, ребенок повторяет).

14. «Магазин одежд»

Открываем магазин, (соединить ладони, круговые движения в противоположные стороны) Протираем пыль с витрин. (ладонь 1 руки массажирует тыльную сторону другой и наоборот) В магазин заходят люди, (подушечки 4 пальцев одной руки двигаются по тыльной стороне другой) Продавать одежду будем. (костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверх- вниз по ладони другой руки)дети называют различную одежду Магазин теперь закроем, (фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по центру другой ладони) Каждый пальчик мы помоем. (массаж каждого пальца между фалангами указательного и среднего пальцев другой руки) Потрудились мы на «пять» — (потираем ладони) Пальцы могут отдыхать. (поглаживаем каждый палец).

15. «Наши пальчики»

Понемножку по ладошке Наши пальчики идут, (пальцы одной руки легко стучат по ладони другой) Серединку на ладошке Наши пальчики найдут. (то же другой рукой) Чтоб внимательнее стать, Н-нужно точку нажимать. (нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки) Помассировать по кругу, (круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки) А теперь расслабить руку. (легко пошевелить пальцами) Давим, ( крепко сжать кулаки) Тянем, (напряженно вытянуть пальцы) Отдыхаем. (расслабить кисть) Мы внимательными станем! (скрестить руки на груди).

16. «Внимательный мишка»

По полянке мишка шел (пальцы одной руки шагают по ладони другой) И в бочонке мед нашел. ( царапающие движения пальцев одной руки по ладони другой) Лапкой мед он доставал,(надавливание на центр ладони указательным пальцем другой) Язычком его лизал.(круговые движения указательным пальцем по центру ладони др.) Нету меда! (крепко зажать кулаки) Где же мед? (выпрямить напряженные пальцы) Ищет мишка — не найдет. (ладони на щеках, качаем головой) Hyжнo обязательно Мишке быть внимательным. (указательными пальцами обеих рук стучим по коленям в ритме фразы)..

17. «Пальчики»Если пальчики грустят – Доброты они хотят. (пальцы плотно прижимаем к ладони) Если пальчики заплачут – Их обидел кто-то значит. (трясем кистями) Наши пальцы пожалеем – Добротой своей согреем. («моем» руки, дышим на них) К себе ладошки мы прижмем, (поочередно, 1 вверху, 1 внизу.) Гладить ласково начнем. (гладим ладонь другой ладонью) Пусть обнимутся ладошки, Поиграют пусть немножко. (скрестить пальцы, ладони прижать) пальцы двух рук быстро легко стучат Каждый пальчик нужно взять И покрепче обнимать (каждый палец зажимаем в кулачке)

18. Упражнение для развития памяти

Открывайся, третий глаз, Научи скорее нас. (массажируем точку на переносице) Лучше станет наша память. Вы проверьте это сами. (массажируем точки на висках) Предлагается несколько слов или цифр, дети повторяют.

9.Точечный массаж

На полянке стоит дом. В этом доме умный гном. (массажируем точку между бровей) Он в окошечки глядит, Что увидит — говорит. (массажируем точки на висках).

Упражнение перед психомышечным расслаблением

1. «Транспорт»

Уже круг, шире круг.Видим руки. Нету рук. Упражненье начинаем, Руки выше поднимаем. Кулачки зажали. Тихо посчитали:1, 2, 3, 4, 5. Ручки могут отдыхать. Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились. Оказались за рулем —Мы машину вдаль ведем. Крепко руль держали. Ехали — устали. Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились. На корабль мы попали, Волны сильно нас качали. Чтоб случайно не упасть, Ноги нужно напрягать.1, 2, 3, 4, 5. Ноги могут отдыхать. Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились. Вот мы на велосипеде Едем, едем, едем, едем. Все проехали дороги, Отдыхают наши ноги. Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились. Набежала черная туча —Мы глаза зажмурим лучше. Все лицо мы напрягаем, Теперь спокойно отдыхаем. Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились. Дождь пошел и сильный ветер —Задрожали наши дети. Все наше тело в напряженье, Очень трудно без движенья.1, 2, 3, 4, 5. Теперь мы можем отдыхать. Всем, конечно, очень нравится, лечь, глаза закрыть, расслабиться.

2. «Цветные краски»

Вот сейчас закроем глазки И окажемся мы в сказке. В одной красивой яркой коробочке жили-были разноцветные красочки. Надоело им в тесной коробке, и решили они мир посмотреть и раскрасить его в разные цвета. И вот коробочка открылась, и красочки взялись за дело, стали рисовать: Желтое солнце, Синий мячик, Красный помидор, Зеленый лист. Краски старались, рисовали, чтобы порадовать всех вокруг. Так здорово делать что-то приятное для других: дарить улыбки, тепло, делать подарки, помогать кому-то. Даже маленькие красочки знали это, а уже дети, конечно, помнят, что очень важно быть добрым, ласковым, щедрым. Наши дети сами добрые и ласковые. Они помнят об этом и обязательно расскажут другим

Игры для настроения

Зайка-коза-вилка.

Указательный и средний пальцы вверх, имитируя уши. Безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем. Указательный палец выпрямить, безымянный и средний прижать к ладони большим пальцем. Указательный, безымянный и средний вытянуть вверх, расставить врозь и напрячь. Большой палец прижимает мизинец к ладони.

Упражнения на релаксацию.

Дирижер.Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку, каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка) Все дирижируют

Колечко

Нужно в темпе перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно каждый палец: указательный, средний, безымянный, мизинец. 
Для тренировки упражнение сначала выполняют на правой, потом на левой руке. Затем двумя руками сразу. Причем перебирают пальцами сначала вперед (от указательного пальца к мизинцу), так и назад (от мизинца к указательному пальцу). 
Устроить соревнования между самыми проворными воспитанниками

Три положения

Так же, как и в первом упражнении, для тренировки сначала выполняют одной рукой, потом другой. И только затем двумя руками сразу.

Итак, кладем на стол ладонь и легонько стукаем. Сжимаем ладонь в кулак и также стучим. Кладем ладонь ребром и стучим. И снова начинаем сначала. Воспитатель начинает считать (раз – ладонь, два – кулак, три ребро). Темп постепенно ускоряется. Тот, кто сбился, выбывает из игры. 

Сильная рука

Воспитатель предлагает ребятам определить, какая рука у них сильнее. Нужно сжать левую руку в кулак. Правой ладонью захватить левый кулак (со стороны ладони) и попытаться разжать. Тоже самое выполняется с другой руки. Какой кулак удастся разжать быстрее, та рука более слабая. 

Лезгинка

Среди воспитанников выбирают музыканта, он будет отвечать за музыкальное сопровождение – напевать лезгинку. Другие ребята левую руку складывают в кулак, большой палец вытягивают наверх. Кулак нужно развернуть пальцами к себе. Ладонью правой руки (все пальцы выпрямлены, ладонь развернута вниз) нужно прикоснуться к мизинцу левой. Затем быстро поменять руки. Игра начинается, ведущий напевает лезгинку. На каждый такт руки меняются, темп музыки ускоряется.  Тот, кто сбился, выбывает из игры. 

Восьмерки

На первый взгляд это довольно простая игра, но и в ней легко заблудиться. Нужно нарисовать ладонью в воздухе лежащую восьмерку. Рисуем двумя руками. Сначала рисуем внутренние восьмерки (движение рук начинается внутрь), затем внешние (движение рук идет вовне). Время от времени ведущий говорит:- Поменялись! 

Дети должны быстро сориентироваться и начать рисовать восьмерки в другую сторону. Если упражнение делать одной рукой, то сбиться сложно. Но когда рисуешь двумя руками, изменить направление движения не очень просто. 

Ящерица

Сначала сооружаем замысловатую конструкцию из пальцев. Скрещиваем руки в кистях таким образом, чтобы пальцы были внизу, а ладони повернуты друг к другу, сцепляем пальцы в замок и выворачиваем руки к себе. Ведущий должен указать какой палец следует поднять игроку. Очень важно не дотрагиваться до пальца, а только указывать на него. Подними вот этот мизинец. А теперь вот этот безымянный, - можно комментировать задание. Последовательно в игре должны быть задействованы все пальцы обеих рук. 

Картинки

Садимся на стул и скрещиваем лодыжки так, как удобно. Затем скрещиваем руки, соединив все пальцы в «замок». При вдохе нужно прижать кончик языка к небу, при выдохе расслабляем. Закрываем глаза на пять минут  и смотрим картинки, которые возникают перед глазами. - Кто что увидел? Какую картинку? – спрашивает воспитатель через 5 минут. Сама по себе эта игра успокаивает нервы, активизирует сенсорные процессы каждого полушария и помогает на время расслабиться. 

Нос-ухо

На счет раз нужно взяться левой рукой за кончик носа, правой рукой – за левое ухо. На счет два одновременно следует отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук. Игра продолжается под счет ведущего, который ускоряет темп. Вверх-вниз-по диагонали Суть игры в том, что нужно двигать глазами (но не головой), четко выполняя команды ведущего (учителя). Вверх, вниз, по диагонали справа-налево, по диагонали слева-направо, вниз… - командует ведущий. Он пытается запутать игроков: повторяет часто одну и ту же команду, а потом неожиданно меняет ее (вверх-вниз-вверх-вниз-вверх-вниз-по диагонали налево-вверх-вниз…) 

Примерное планирование комплексов кинезиологических упражнений

Сентябрь
- Фонарики - Дом – ежик –замок; - Колечко; - Локоть к колену.

Октябрь
- Солнышко – заборчик – камешки; - Фонарики; - Кулак – ребро –ладонь; - Зайчик – коза – вилка.

Ноябрь
- Колечко; - Солнышко – заборчик – камешки; - Упражнения в перекладывании предмета - Ухо-нос; - Упражнения в подбрасывании предмета одной рукой; - Зайчик – колечко – цепочка.

Декабрь
- Зайчик – коза – вилки; - Ладошка - Солнышко – заборчик – камешки; - Колечко

Январь
- Дом – ежик – замок; - Фонарики; - Лезгинка; - Зеркальное рисование; - Локоть к колену.

Февраль
-Зайчик – колечко-цепочка; - Упражнения в подбрасывании предметов двумя руками; - Ладошка - Гусь – курица – петух; - Ухо-нос; - Дом – ежик –замок; - Велосипед.

Март
-Солнышко-заборчик – камешки; -Колечко Сарай-дом с трубой – пароход; - Флажок – рыбка – лодочка; - Зайчик –коза – вилки.

Апрель
Локоть к колену; - Зайчик – коза - вилка; Ножницы – собака –лошадка; - Зайчик – колечко- цепочка; - ладошка.

Май
- Фонарики; - Дом – ежик - замок; -Зайчик – колечко-цепочка - Замок; - Кулак – ребро – ладонь; - Ухо –нос; - Лезгинка.

 

Библиографический список

 

  1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М., 1985.
  2. Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. - СПб., 1997.
  3. Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) – новый инструмент оценки развития детей. – СПб.: Речь, 2001.
  4. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности - М., 1989.
  5. П.Деннисон, Г. Деннисон «Программа «Гимнастика ума». Пер. С.М.Масгутовой, Москва, 1997 г.
  6. . В.Д. Еремеева «Мальчики и девочки – два разных мира», «Линка – пресс», Москва, 1998 г.
  7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2002.
  8. Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб.: Речь, 2003.
  9. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность – М.: Наука, 1984.
  10. Сиротюк А.Л. «Обучение детей с учётом психофизиологии», «Сфера», Москва 2001г.
  11. Сиротюк А.Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения», «Сфера», Москва 2003г
  12. Стамбулова Н.Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психических процессов у младших школьников – М.,1977
  13. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод заме­щающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007.
  14. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.
  15. Сухомлинский В.А Самый отстающий в классе…// Воспитание школьников – М., 1991.
  16. Хризман Т.П. Развитие функций детского мозга – Л., 1978.
  17. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.
  18. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999.