Развивающая предметно – пространственная среда группы в соответствии с ФГОС. Воспитатель Тексакалиди Е.К.

Развивающая предметно – пространственная среда группы в соответствии с ФГОС.

Воспитатель Тексакалиди Е.К.

           «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»

В период раннего детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно организованная предметно-развивающая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

С целью создания оптимальных условий, способствующих всестороннему развитию детей, создала в группе комфортную и безопасную обстановку: нейтральное цветовое и световое решение в оформлении интерьера, соответствие размера и расположения оборудования требованиям СанПиН, достаточное наличие игрового и дидактического материала, способствующего возникновению и интенсивному развитию познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств.

В группе созданы развивающие центры: центр развития речи «Улыбка», центр музыки и театра «В гостях у сказки», центр физкультуры и оздоровления «Крепыш», уголок ряженья, центр изобразительного искусства «Каляка-Маляка», уголок уединения, центр воды и песка, дидактический стол, центр сюжетно-ролевой игры. Весь материал в центрах обновляется и пополняется в соответствии с темами недель образовательного процесса. При подборе материалов, игр, пособий, детской литературы в центрах детской активности учитываются особенности разноуровневого развития детей. Каждому ребенку предоставлена свобода в выборе средств для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности. Широко применяется нестандартное оборудование и материалы в оснащении среды группы: физкультурное оборудование, музыкальные и шумовые инструменты, пальчиковый театр, театральные маски и шапочки, игры на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики, пособия для развития речевого дыхания, нетрадиционные инструменты для рисования и др.

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Одним из самых любимых уголков в группе является Центр двигательной активности. Он лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты, пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. 

В центре «Крепыш» есть «дорожка здоровья», массажные коврики, мячи, гимнастические палки, обручи, мячи для метания, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр. А также имеются пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики и гимнастики пробуждения, флажки, погремушки, арки для лазания, султанчики, вертушки.

Центр сюжетно-ролевых игр помогает формировать у детей основы культуры общения через решение проблемных ситуаций и закрепляет знания об окружающей действительности и жизни в социуме. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Все игрушки и игровой материал размещен таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать все на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики. В игровом центре собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающим их предметами быта: куклы разного размера, посуда (кухонная, столовая), муляжи продуктов, кроватки, коляски, кухонный гарнитур, холодильник, и др. Сундучок с предметами — заместителями пользуется у детей огромным успехом и развивает у них воображение.

 

В театральном центре размещается ширма, маски сказочных персонажей для игр-драматизаций и несколько видов театров: кукольный, плоскостной, пальчиковый, настольный, театр резиновых игрушек, театр игрушек самоделок и волшебный сундучок.

Рядом расположен яркий, веселый с нестандартным дизайнерским решением центр «Наряжайка», где можно нарядиться в любимых сказочных героев, что развивает творчество детей. На плечиках расположились нарядные вещи, шляпы с широкими полями, плащи и накидки. Многие элементы костюмов сшиты руками родителей.

В центре игровых двигательных модулей собраны технические игрушки: легковые автомобили, каталки, коляски машины самосвалы, грузовики. В них дети легко могут катать кукол, перевозить детали конструктора). Здесь же находится игровой строительный материал разного размера основных цветов для сооружения построек и игрушки для обыгрывания.

     

Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.

Комплектация центра: матрёшки с вкладышами, вкладыши разной формы, набор палочек разных цветов, игрушки-шнуровки разного вида, сюжетно-дидактические панно с пуговицами, кнопками, разные виды мозаик, лото по разным темам, настольно-печатные игры.

Игрушки постоянно меняются и дополняются через определенное время. Можно с уверенностью сказать: у детей в таких условиях не возникнет «сенсорного голода» из-за отсутствия визуальных (зрительных) впечатлений.

 

Прочитать сказку или рассмотреть любимую иллюстрацию в книге нам поможет «Книжный уголок». На удобных для детей полочках расположены предметные и сюжетные картинки, сказки и рассказы для малышей, есть герои мультфильмов – игрушки, с которыми дети разыгрывают сценки. Здесь дети с удовольствием листают любимые книги. Происходит постоянное обновление книг с учетом сезонности и тематики.

    В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия. Имеющийся в группе «уголок уединения» позволяет детям отдохнуть, побыть «наедине с собой».

Ранний возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Поэтому в уголке изобразительной деятельности есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, бумага для рисования, гуашь и кисти.

Созданная предметно-развивающая среда позволяет обеспечивать максимальный психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор деятельности, степени участия в ней, способ её существования и взаимодействия с окружающими. В то же время такая предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоение навыков и умений, развивать их любознательность, творчество и коммуникативные способности.

Предметно-развивающая среда в средней «Б» группе «Ромашка» Воспитатель И.Н. Гарунова

Предметно-развивающая среда в средней «Б» группе «Ромашка»

Воспитатель И.Н. Гарунова

Для успешной педагогической деятельности преобразовала развивающую предметно-пространственную среду с учетом современных требований ФГОС ДО. Организуя среду, я учитывала «зону ближайшего развития», возрастные и индивидуальные особенности детей, их потребности, стремления и способности.

В группе создан Центр развития речи, оснащенный дидактическими играми, материалами для развития правильного речевого дыхания, мелкой моторики, картотеками артикуляционных игр и упражнений, играми на развитие словаря, и грамматического строя речи.

Кроме традиционных пособий (шариков и мячиков для массажа, прищепок, дудочек, воздушных шариков, мыльных пузырей), здесь имеется оборудование, созданное своими руками.

В библиотеке, которая расположена в непосредственной близости с центром развития речи, постоянно меняется ассортимент книг. Подбор литературы зависит от темы недели. Книги находятся в свободном доступе, что способствует воспитанию в детях интереса и любви к книге, бережному отношению к ней, поддерживает интерес к теме недели.

 

Центр физкультуры и оздоровления оборудован как традиционными материалами, так и нестандартным оборудованием (массажные дорожки, шнуры, косички, массажеры).        Кроме того, имеется картотека оздоровительных и подвижных игр, игр разных народов, карточки-схемы выполнения движений, иллюстрации: «Виды спорта», спортсмены.

 

 

               В центре дидактических игр рядом с фабричными играми и пособиями расположены и игры, созданные своими руками: «Времена года», «Собери картинку», «Кто где живёт?», «Чей хвост, чья голова?», «Кто что ест?», «Пищевые цепочки», шашки и др

В группе имеется различный строительный материал: крупные строительные модули, конструктор «Лего» конструкторы: магнитный, деревянный. Вместе с конструкторами в ящиках и коробках имеются игрушки, способствующие развитию сюжета игры.

Организован центр сюжетно-ролевой игры, где оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы», создана система контейнеров с подобранным игровым материалом и атрибутами, имеются ширмы – трансформеры («Пожарная часть», «Больница», «Автосервис»). Множество атрибутов создано из бросового материала (в совместной с детьми деятельности)

Всем известно, что дети дошкольного возраста особо эмоциональны и впечатлительны. Они легко подхватывают как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей. Поэтому для формирования психологической стабильности ребёнка важно в группе иметь личное пространство, место уединения или интимную зону. Благодаря интимной зоне у ребенка появляется возможность уединиться, расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, пополнить запас энергии, почувствовать себя защищённым. «Уголок уединения» в группе - это место, где ребёнок может поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу, фотоальбом или просто помечтать. Для обеспечения психологического комфорта в «Уголке уединения» присутствуют атрибуты, способствующие поддержанию положительного эмоционального фона: фотоальбом «Моя семья», телефон, чтобы ребенок смог «позвонить» родителям, любимая игрушка, варежка «Мамина ладошка» и др.

Доступность развивающей предметно-пространственной среды организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

 

Вариативность среды реализуется с помощью различных пространств (для игры, уединения, конструирования и пр.), наличием материалов, оборудования, инвентаря, игр, игрушек для развития детских видов деятельности. Постоянное обновление новыми предметами согласно тематике недель, стимулирует исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей.    

         Принцип трансформируемости среды в группе реализуется с помощью изменяемости в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, реализуемой образовательной программы.

         Созданная развивающая среда предоставляет необходимые возможности для игровой, познавательной, творческой, исследовательской, двигательной активности детей, обеспечивает эмоциональное благополучие дошкольников, дает возможность для самовыражения.

«От всей души» Сценарий утренника 8 Марта в старшей группе.

«От всей души...»

Сценарий утренника 8 Марта в старшей группе.

Цель: Создать радостное, праздничное настроение; продолжать расширять знания о фольклоре, народных традициях; развивать активность, учить выразительному исполнению характерных народных движений.

Дети под музыку входят в украшенный зал, танцуют Вальс («Старый вальсок») и

становятся полукругом

Ведущий:  

Сегодня весенний и праздничный день,

За окнами звонко играет капель.

Мы мамин праздник начинаем

И телевизор свой включаем.

Проходит, садится за столик.

Здравствуйте дорогие зрители. В эфире телепередача «От всей души...».

1-й ребенок:

День сегодня самый светлый

И красивый самый,

Потому что нынче праздник

Нашей милой мамы.

2-й ребенок:

С днем 8 Марта,

М праздником весенним

Льется пусть повсюду

Звонкое веселье.

3-й ребенок:

Пусть сияет солнце,

Пусть уйдут морозы,

Пусть прогонит зиму

Веточка мимозы.

4-й ребенок:

Наши мамы дорогие,

Мы вас поздравляем,

Песни, танцы и стихи

Вам все посвящаем.

5-й ребенок:

Пусть услышат наши мамы,                

Как мы песенки поем,

Вас, родные наши мамы

Все: Поздравляем с женским днем!

Песня «Мамин праздник».  Сл. С. Вигдорова, муз. Ю. Гурьева.

Дети садятся на места.

Ведущий: Сегодняшним праздничным вечером, в нашей передаче «От всей души...», переплетутся и гости и участники. Наша страна многонациональна. Рядом по - соседству, в одном городе, на одной улице, в одном подъезде живут люди (мамы) разных национальностей. Мы ходим друг к другу в гости, встречаем совместно праздники. Азербайджанская мама угощает нас...., Мама-татарка приготовит сладкий чак-чак, мама-таджичка - вкусный беш-бармак. Русская встретит блинами и окрошкой, украинская -галушками и варениками.

Ведущий:   Слово «мама» - одно из самых древних на земле и почти одинаково звучит на разных языках народов мира (Спрашивает у детей и гостей, знают ли они, как звучит слово «мама» на разных языках). Все люди почитают и любят своих мам. И единство матери и дитя нам продемонстрируют: Башкирский танец. (Исполняют Уркимбаева Аружан и ее мама.)

Ведущий: Из поколения в поколение от матери, от отца передается наследие народа - его традиции, кухня, танцы, песни, легенды. Вот и в нашей группе существует такая традиция между мамой и ребенком.

Песня «Рушник». »/   (Исполняют Нагирняк Маруся и ее мама).

Ведущий: Мы продолжаем нашу передачу «От всей души...». И следующая наша встреча с гостями из Азербайджана. Свои поздравления шлют и примите в подарок танец.   «Азербайджанский танец»  

Ведущий: Пришла пора немного поиграть.

Игра «Юрта».

Ребенок:

Почему, когда я с мамой,

Даже хмурый день светлей?

Потому что, потому что

Нету мамочки милей.

Ребенок:

Почему, когда мы вместе,

Я счастливей всех детей?

Потому что, потому что

Нету мамочки добрей!

Ведущий:

Мамочек красивых,

Добрых и любимых,

Мы сейчас поздравим,

Песню им подарим!

Песня «Мамы роднее нет.

Исполняет Чернышева Даша, песня на мотив «Маленькая страна».

Ведущий: Сегодня к нам на праздник и бабушки пришли,

Нарядными, веселыми внучат своих нашли.    

Ребенок: Любят бабушек все дети,

Дружат с ними малыши,

Всех я бабушек на свете

Поздравляю от души.

Песня «Самая хорошая бабушка»

Сл. и муз. Л.Л. Молотовой.

Ведущий: Приглашаем наших бабушек на кулинарное соревнование.

         Игра с бабушками   «Одень внучка в садик»

Ведущий: В нашей многонациональной группе есть и дагестанские мамы. Для вас, милые женщины, этот танец.                                                                

       Дагестанский танец «Лезгинка»

Ведущий:          

С Днём 8 Марта—

С праздником весенним,

С первыми цветами

В этот светлый час,

Дорогие женщины!

Бабушки и мамы!

Дружно мы сегодня

Дети (хором): Поздравляем вас!

Исполняется песня «Мамочка милая».

(на мотив песни «Старый вальсок», дети приглашают своих мам на танец)

 

Предметно-развивающая среда подготовительной к школе группы «Солнышко» Воспитатель Шамуратова О.К.

Предметно-развивающая среда подготовительной к школе группы «Солнышко»

                                Воспитатель Шамуратова О.К.

Для максимальной реализации образовательного потенциала пространства ДОУ методически грамотно проектирую предметно-развивающую среду группы, обеспечивающую: игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную и творческую активность всех воспитанников; экспериментирование с доступными детям материалами; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно–пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Созданные мною центры активности обеспечивают возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, возможности уединиться. Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям ФГОС ДО: содержательно насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная.

Для развития фантазии, воображения, памяти, формирования понятия добра и зла в группе создан театральный уголок.
У меня в театральном уголке собраны разнообразные виды кукол. Здесь есть пальчиковый театр (когда каждая куколка одевается на палец); резиновые куклы (представлены в виде резиновых игрушек); настольный театр; куклы би-ба-бо. Также в театральном уголке у нас есть театр масок и различные шапочки с изображением персонажей. Ну и конечно же ширма, которая позволяет сделать кукольный спектакль более интересным.

Для трудовой деятельности, игр с водой, экспериментальной деятельности создан соответствующий центр. Здесь имеются: календарь наблюдения за состоянием погоды; материал для экспериментирования (центр «песок-вода», микроскоп, лупы, различные сосуды, ситечки, песочные часы, компас и т.д.); для труда (фартуки, лейки, брызгалки, инвентарь для ухода за растениями, тряпочки, щёточки), а также постоянно пополняемая коллекция природного материала (шишки, жёлуди, орехи, ракушки, камушки, перышки, кора деревьев, засушенные листья деревьев и кустарников, семена растений, гербарий).

В группе создан Центр грамоты и развития речи, оснащенный дидактическими играми, материалами для развития правильного речевого дыхания, мелкой моторики, картотеками артикуляционных игр и упражнений, играми на развитие словаря, и грамматического строя речи.

Кроме традиционных пособий (шариков и мячиков для массажа, прищепок, дудочек, воздушных шариков, мыльных пузырей), здесь имеется оборудование, созданное своими руками.

Для ознакомления детей со страной, Российской символикой, родным городом, краем создан патриотический уголок. Здесь находится портрет президента России, флаг, герб, гимн нашей страны, карта, глобус, иллюстративный материал, фотографии и книги о Москве, родном городе, а так же матрешки, куклы в национальных костюмах народов Крайнего севера.

Для формирования представлений о животных Таймыра в группе создан северный уголок, где изображены животные Крайнего севера.

В группе организован центр сюжетно-ролевой игры, где оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы», создана система контейнеров с подобранным игровым материалом и атрибутами, имеются ширмы – трансформеры («Больница», «Ателье»).

Сделаны терминал и банкомат для развития познавательного развития детей, а так же есть кукольный домик для девочек, состоящий из двух этажей, четырех комнат.

Для развития физических качеств в группе создан спортивный уголок, где помимо стандартных игрушек (обручи, мячи, кегли и т.п.) есть нетрадиционный материал созданный своими руками в создании которого родители принимали участие (коврики массажные, человечки из пробок, гири из пластиковых бутылок и т.п.

Развивающая предметно-пространственная среда группы, преобразованная в соответствии с ФГОС, несет в себе максимально воспитательную, образовательную, информационную нагрузку и ее обустройство удобно, практично, функционально. Расположение мебели, игрушек и пособий активизирует детей, побуждает их к самостоятельному включению в игровую, продуктивную и исследовательскую деятельность.

В группе выделены различные центры, не имеющие жестких границ, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой уголок по желанию детей можно преобразовать в другой.