Мастер-класс для педагогов:

«Нетрадиционные способы рисования в дополнительном образовании детей дошкольного возраста в процессе реализации ФГОС ДО».

«Чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок»

В.А. Сухомлинский

       Вводная часть (мотивационная) часть:

-Здравствуйте, уважаемые участники мастер-класса. Я предлагаю Вам сегодня на практике освоит нетрадиционные техники рисования, стать непосредственным участником нашего мастер-класса.

Актуальность мастер-класса:

      в непосредственно-образовательной деятельности по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.

     В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения и пр.) навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

  Цель:

        Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих         способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники –рисование с помощью целлофановых пакетов.

         Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.

Задачи:

         Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования – рисование с помощью целлофановых пакетов;

         Развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге, картоне, пакете и др.;

         Способствовать развитию интереса к художественно-творческой деятельности;

         Развивать творческие способности и экспериментирование;

         Воспитывать чувство прекрасного.

Применение:

         в работе кружка,

         в повседневной НОД по рисованию, 

          в работе с родителями.

 

План мастер-класса:

         Подготовительный этап:

        Оформить выставку работ, выполненных в нетрадиционной технике «рисование с помощью целлофанового пакета».

        Подготовить материалы, которые используются в нетрадиционном рисовании.

Вступительное слово:

Изобразительная деятельность одна из самых интересных видов детской деятельности. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое отношение к окружающему миру и имеет большое значение для всестороннего развития детей, помогает раскрыть и обогатить его творческие способности.

В последние годы меняются содержание и задачи изобразительной деятельности. Если несколько лет тому назад ставили детей в рамки копирования образца, показывая последовательности и приемы рисования, учили изображать предметы реалистичного мира, то сейчас, используя новые, инновационные программы и педагогические технологии мы стараемся, не навязывая свою точку зрения, позволить ребенку свой творческий потенциал. Для этого необходимо умелое и целенаправленное руководство творческим развитием детей. Огромное значение в раскрытии творческого потенциала детей имеет нетрадиционное рисование.

Нетрадиционное рисование – искусство изображений, не основываясь на традиции.

Рисование нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятельность, которая увлекает и восхищает детей. Основной принцип работы: «Учение через увлечение». Вторая задача: дать возможность испытывать удовольствие на занятиях. Следующий этап – увлеченность. И заключительный – успех! Таким образом, у детей формируется эмоционально-положительное отношение к процессу рисования. Появляется интерес к изобразительной деятельности.

Приобретая опыт рисования в нетрадиционной технике, ребенок преодолевает неуверенность, и дальнейшее творчество будет доставлять ему только радость, удовольствие. Рисование с использованием нетрадиционных материалов и нетрадиционных техник дает возможность развить творческие способности дошкольников. При содействии взрослых дети учатся мыслить, находить необычное применение обычным вещам, начинают экспериментировать, творить, у них возникают новые идеи, связанные с комбинированием разных материалов. Важную роль играет и развивающая среда. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус.

Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направленны на реализацию федерального государственного образовательного стандарта.

Мой опыт работы свидетельствует о том, что рисование необычными материалами оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции как известно, - это процесс и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Мне нравится рисовать с детьми нетрадиционными техниками. В таких занятиях есть творческая свобода и радость. Эффективные результаты почти не зависят от умелости и способностей, так как такие занятия наполняют игру. На занятиях с различными нетрадиционными материалами дети экспериментируют, создают прекрасные работы.

       Теоретический этапа

    Способ рисования «Внутри пакета».

Материал и оборудование: целлофановый пакет, разрезанный с 2х сторон, ножницы, толстая кисть, гуашь, картон или рамка для оформления.

Ход выполнения работы:

        Отгибаем верхнюю часть целлофанового пакета.

         Наносим различные цветовые пятна.

         Накладываем отогнутую часть, размазываем краску до получения необходимого рисунка.

         Оформляем в рамочку или закрепляем на картон скрепками.

          Способ рисования «Мокрой пленкой». (создание фона)

Данная техника может быть применена для рисования морского пейзажа, лесной поляны, пустыни, изображения огня и прочее. Она проста в применении и очень нравится детям.

Материал и оборудование: бумага для рисования желаемого формата, бутылочка с красками, кусок целлофанового пакета чуть больше бумаги для рисования, чашка с водой.

Ход выполнения работы:

         Берем кусок целлофана, опускаем в чашку с водой.

         Добавляем краску (в зависимости от темы рисунка).

         Отжимаем кусок целлофана и не давая гуаши высохнуть, расправляем влажную пленку на листе бумаги.

         Аккуратно снимаем кусок целлофана. Даём готовому листу высохнуть.

         Наносим нужной гуашью элементы рисунка по теме.

         Способ рисования «Монотипия».

Материал и оборудование: бумага для рисования, кисточки или ватные палочки, краски любого цвета, целлофановый пакет, чашка с водой.

Ход выполнения работы:

Изображение выполняется на целлофане, затем переносится на бумагу.

         На гладком целлофане рисуем краской с помощью кисточки, ватной палочки или пальцем. Краска должна быть густой и яркой.

          И сразу же, пока не высохла краска, целлофан переворачивают изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промакивают рисунок, затем поднимают.

          Получается 2 рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

       Способ рисования «Оттиск целлофаном».

Материал и оборудование: плотная бумага любого цвета, миски с поролоновыми штемпельными подушками, пропитанный краской целлофан, кисть, краски.

Ход выполнения работы:

         Ребенок сжимает целлофан в комок и прижимает к штемпельной подушке с краской.

          Затем наносит оттиск на бумагу.

         Для получения оттиска другого цвета нужно взять миску с другой краской и чистый целлофан.

         Чтобы выполнить на бумаге задуманный образ, можно дорисовать необходимые детали красками.

       Способ рисования «Монотипия шаблонная».

Материал и оборудование: гуашь, простой карандаш, альбомный лист А4, целлофановые пакеты, степлер, ватные палочки, ножницы, кисти №1 и №4, тканевая салфетка, губка, блюдце, вода, лист картона.

Ход выполнения работы:

        На листе картона простым карандашом выполняем предполагаемую работу.

        Вырезаем по контуру. Получили заготовки для оттисков.

         Сминаем хаотично целлофановый пакет и при помощи степлера фиксируем его на бумажных шаблонах.

         Обрезаем целлофан по бумажному шаблону.

         При помощи широкой кисти наносим гуашь на детали. Она может покрыть целлофан не полностью.

         Аккуратно делаем оттиски на чистом листе бумаги.

         Используем салфетку для прижимания.

      Практический этап:

Нетрадиционных техник рисования целлофановым пакетом очень много, я хочу предложить новый способ при помощи моющего средства для мытья посуды. Этот метод рисования называется файл-арт или рисование на файлах.

Этот метод рисования подходит для всех малышей, а особенного для тех, кто не любит пачкать ручки в краске и «скептически» относится к пальчиковому рисованию. Этот способ подойдет для любого возраста и даже взрослые найдут в этом что-то удивительное.

Для занятия необходимо:

        Любая жидкая краска (сметанообразной консистенции). Это могут быть пальчиковые краски или жидкая гуашь.

         Прозрачные пакеты(файлы), скотч

         Ватные палочки (можно рисовать просто пальчиком)

Ход выполнения работы:

        Заливаем моющее средство для мытья посуды в файле, и, чтобы моющее средство приобрело разноцветный, красивый, сочный цвет, добавляем в него немного пищевого красителя или гуашь, заклеиваем скотчем край, распределяем её равномерно и начинаем рисовать ватной полочкой или пальчиком.

         Если используется пластиковый файл, то можно рисовать стеками, линейкой, так как он плотный и не порвется. На обычном полиэтиленовом пакете лучше рисовать пальчиком, так как он тонкий и может порваться.

         Таким образом, с малышом можно изучать цвета. Для этого подготавливаем пакеты с основными цветами. Пакет, если он не течет и герметичен, может использоваться повторно много раз.

        Рисуя на пакете, малыш развивает мелкую моторику. Пакеты с краской дают и новые тактильные ощущения.

        Затем добавляйте в пакет несколько цветов и показывайте малышу, как смешиваются между собой цвета. На границе контакта двух цветов будет получаться третий. Называйте новый цвет ребенку и объясняйте, что его получили посредством смешивания двух цветов.

      

Сейчас я вам предлагаю самостоятельно выбрать файл с краской, потрогать, почувствовать краску в пакете, какая она лёгкая и выполнить рисунок. И, как вы, наверное, догадались, рисовать мы будем без кисти, а просто пальцами или ватными палочками.

       Рефлексия

Дорогие коллеги, сегодня нетрадиционным способом мы смогли изобразить самые простые -изображения предметов. Надеюсь, такой способ рисования сможет помочь педагогу при тестировании в процессе диагностических исследований детей, закрепить с ребенком знание формы, цвета.

Давайте донесем наше мастерство, знания, умения до каждого ребенка и сделаем из каждой творческой личности, это в наших силах.

А сейчас предлагаю каждому нарисовать смайлик вашего настроения, которое у вас сложилось после проведения мастер-класса.

Вопросы к педагогам:

  Что нового Вы узнали из мастер-класса?

  Какой вывод вы сделали?

  Как вы думаете, надо учить дошкольников нетрадиционной технике рисования?

  Почему?

  Какие по-вашему, чувства будет испытывать ребёнок в процессе рисования этими способами?

Список литературы:

           Казакова Т. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста нетрадиционные техники, занятий планирование, конспекты» - Москва: ТЦ Сфера, 2012 – с. 128.

           Дошкольное воспитание – 2009, №8 с. 68-75.

          Дошкольное воспитание – 2010, №2 с. 31-32.

           Ребенок в детском саду – 2013, №2 с. 15-18.

           Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий.» Издательство КАРО Санкт-Петербург, – 2013.