Развитие театрализованной и художественно-речевой деятельности детей раннего возраста на основе фольклора

Дошкольное образование является первой ступенью в системе образования. Овладение родным языком является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве. Благодаря языку, происходит первоначальное развитие коммуникативных умений ребенка, формирование активного словаря и мышления.

Одним из действенных средств разностороннего развития ребенка является театрализованная деятельность, объединяющая в себе несколько видов художественно-творческой деятельности (сценическая, литературная, музыкальная, изобразительная, зрительская). Театрализованная деятельность − самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Целью данного проекта является составление картотеки фольклорных игровых занятий, направленных на развитие театрализованной и художественно-речевой деятельности детей раннего возраста.

Задачи:

- рассмотреть особенности развития театрализованной и художественно-речевой деятельности детей раннего возраста;

- проанализировать актуальность использования фольклора в процессе развития театрализованной и художественно-речевой деятельности детей раннего возраста;

- составить картотеку игр, театрализованных постановок и др.

- создавать условия для организации культурно-познавательной деятельности;

- учить детей налаживать и регулировать контакты в совместной деятельности;

- развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;

- содействовать развитию творческих способностей и коммуникативных навыков детей.

- способствовать формированию эстетического вкуса,

- воспитывать любовь к прекрасному;

- приобщать родителей к театрально-культурной жизни города.

Ожидаемые результаты:

1. Соответствие развития речи возрастной норме

2. Постановка спектаклей детьми.

3. Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития речи.

4. Устойчивые знания о театре.

5. Повышенный интерес к театру и фольклору.

6. Пополнение развивающей среды для занятий театрализованной деятельностью.

7. Творческое исполнение ролевых действий и выразительная речь в играх-драматизациях, театрализованных представлениях, при чтении художественных произведений и т.д.

8. Формирование коммуникативных навыков и нравственных качеств.

Важнейшей предпосылкой совершенствования театрализованной и художественно-речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Большим потенциалом для развития театрализованной деятельности детей третьего года жизни обладает изобразительная деятельность детей с применением нетрадиционных форм и методов ее организации. Она способствует развитию воображения, инициативы, самостоятельности детей, их эмоциональной сферы, умения перевоплощаться, выполнять движения в соответствии с текстом.

Театрализованную деятельность также используют в процессе проведения всех режимных моментов. Для этого вводят разнообразные кукольные персонажи. Во время умывания они показывают, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем; во время еды – как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой; во время сна – могут спеть колыбельную и помочь детям заснуть и т.д. Кроме того, с кукольными героями разыгрываются инсценировки песенок, потешек и стихов. Так, например:

***

«Полотенцем мягким ручки вытираем.

Чистые ладошки след не оставляют».

***

«Суп в тарелочку нальем,

Ложку в руку мы возьмем.

Вкусный супчик ам-ам-ам.

Буду кушать сам».

Театрализованная деятельность находит непосредственное отражение и в культурно-досуговой деятельности. Для детей раннего возраста праздники и развлечения представляют собой наиболее яркие события в их жизни. Они доставляют радость и эстетические переживания. Исполнителями персонажей являются воспитатели, музыкальный руководитель, родители и дети старшего дошкольного возраста.


Картотека игр и упражнений по развитию театрализованной и художественно-речевой деятельности детей раннего возраста на основе фольклора

«Чуткое ухо».

Цель: развитие творческого внимания, наблюдательности, слуха.

Ход: Один игрок закрывает глаза и пытается отгадать, кто из других игроков только что храпел, бурчал или мяукал, т.е. издавал характерные звуки.

 

«Кто подходил». (3-5 лет)

Цель: развитие творческого внимания, наблюдательности.

Ход: Эта игра рассчитана на смекалку детей, умение догадываться по определенным признакам и чертам. Она предназначена для детей младшего и среднего возраста.

Дети образуют круг. Один из играющих становится в середину круга и закрывает глаза (лучше завязать ему глаза платком). Кто-либо из детей по договоренности или по указанию воспитателя тихо подходит к водящему, слегка дотрагивается до его плеча и подает голос, имитируя какого-либо животного, или, изменив свой голос, называет водящего по имени. Затем он возвращается на свое место. Необходимо угадать, кто подходил? Ведущий, открыв глаза, должен ответить правильно. Если угадал, то меняется местами с тем, кто к нему подходил. Не угадал – продолжает водить.

«Музыкальные игрушки»

Цель: развитие музыкальности, чувства ритма и такта.

Ход: Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количеству детей в группе). Раздайте детям инструменты и покажите или напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с малышами. Побуждаем детей в соответствии с песенным текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать (делаем паузы в пении).

Динь-динь-динь-динь колокольчик

Динь-динь-динь-динь колокольчик

Динь – слушай колокольчик

Бам-бам-бам-бам –барабанчик

Бам-бам-бам-бам -барабанчик

Бам – слушай барабанчик

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлоп – хлопаем в ладоши!

«В машине».

Цель: развитие творческого воображения, голосовых данных, музыкальности, чувства ритма и такта.

Ход: Сидим с шофером рядом. Поем, имитируем звуки машины.

Би, би, би.

Помочь шоферу надо!

Би, би, би.

Машинам всем и людям –

Би, би, би,

Бибикать громко будем –

Би, би, би.

Покажите детям машинку, скажите, как она бибикает, побуждайте детей бибикать «как машинки».

Предложите детям «поиграть в машинки»: возьмите руль – бубен или кольцо от пирамиды. Напевая песенку - крутим «руль». На возглас «Би-би» - нажимаем на сигнал, ритмично стучим , по центру бубна - кольца пирамиды).

«Обезьянки».

Цель: игра на развитие творческого внимания, координации движений, зрительной памяти.

Оборудование: кирпичики (кубики) одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), можно использовать счетные палочки, спички и т.д.

Ход игры: ведущий предлагает детям: «Давайте мы с вами сегодня «превратимся» в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят».

Ведущий складывает конструкцию из цветных кирпичиков (или из того материала, который предложен). Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, (форму), но и все его движения.

Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).

«Не урони мяч»

Цель: развитие быстроты движений.

Ход: Дети встают у нарисованной в центре зала линии (или шнура). Дается задание: бросить мяч вверх, поймать его, ударить о землю и поймать его, подбросить вверх, сделать хлопок и поймать. Каждое упражнение выполняется с продвижением на один шаг вперед (если мяч не упал). Если мяч падает, ребенок возвращается к центральной линии и снова начинает выполнять упражнения.

Каждый ребенок должен дойти до финиша (флажок). Расстояние от линии до финиша - 5-8 метров.

«Замри»

Цель: развитие творческого внимания, спонтанность реакции.

Ход: По сигналу воспитателя (хлопку) дети должны замереть в той же позе, в которой находились в данный момент. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе дракон, он выбывает из игры.

«Снеговик»

Цель: развитие ритмопластики, творческого воображения, физического самочувствия.

Ход: Детям предлагается встать в круг и превратиться в снеговиков, представляя, что на них светит солнышко. Постепенно расслабляя мышцы тела, начать «таять». В конце упражнения необходимо оказаться на полу, и полностью расслабить тело.

Игра повторяется 2-3 раза.