Светлана Филимоновна Прыкина,

МБДОУ «ДС № 14 «Олененок», воспитатель 1 квалификационной категории

От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за

руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш.

                                                                                      В.А.Сухомлинский

Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения, следствием которых становятся как позитивные тенденции в его развитии, так и проблемы, требующие скорейшего разрешения: обеспечение качества образования, привлечение социально-педагогических сил, ориентированных на приобретение воспитанниками комплекса ключевых компетенций.

Достаточно ясным представляется, что для дошкольного учреждения в условиях внедрения ФГОС ДО очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы и имеющиеся резервы.

Социальное партнёрство ДОУ и семей воспитанников – это процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребёнка.

Построение взаимоотношений между дошкольным образовательным учреждением и семьёй в системе социального партнёрства является неотъемлемой частью обновления содержания работы ДОУ в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Изменение нормативно-правовой базы, регулирующей эти взаимоотношения, повлекло за собой формирование нового взгляда, как на статус родителя, так и на педагога. Важнейшими критериями социального партнёрства считаются общие интересы и равенство сторон. Эффективность работы детского сада зависит от взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родительским сообществом. Создание системы социального партнёрства семьи и детского сада обеспечит условия для индивидуализации развития каждого ребенка.

Сотрудничество невозможно без материала для совместной работы, который способствует организации сотрудничества всех участников образовательного процесса, выработке единых требований к воспитанию и обучению ребенка с целью формирования у него интегративных качеств для дальнейшей успешной его социализации. Одна из действенных форм привлечения родителей к активному участию в воспитательно - образовательном процессе и сотрудничеству – проведение тематических акций.

Основная цель проводимых в детском саду акций – создание благоприятного психологического климата, способствующего расширению жизненного пространства участников педагогического процесса за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений.

Акция несет в себе и большой коррекционный потенциал. Поглощенность мам и пап бесконечными бытовыми делами и материальными проблемами, а также их собственные психологические трудности мешают им понимать ребенка и принимать его таким, какой он есть. Акция способствует сплочению семьи, позволяет родителям стать ближе к своим детям, укрепить отношения с ними, сформировать ценностное отношение к близким людям, а детям - получить позитивную обратную связь от родителей, ощутить любовь и собственную нужность.

При проведении тематических акций педагог через направленную организованную деятельность детей решает педагогические задачи: углубление знаний, воспитание качеств личности, приобретение ребенком опыта жизни среди людей-сверстников, взрослых.

Тематические акции могут использоваться в работе с родителями воспитанников разного дошкольного возраста, но особенно актуальными они становятся при организации интерактивного взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста.

Алгоритм подготовки и проведения акции:

  • Определение целей и задач;
  • Подбор методов и форм проведения;
  • Составление плана (сценария) акции;
  • Проведение мероприятий акции педагогами: занятия, игры, беседы, детско-родительские встречи и др.;
  • Подведение итогов акции.

В своей педагогической практике широко использую проведение тематических акций совместно с родителями на различные темы.

Акция «Мамина ладошка»

Акция проводится с родителями младшей группы, которую посещают дети 3-4 лет.

Цель:

- укрепление детско-родительских отношений;

- обеспечение комфортного пребывания ребенка в детском саду.

Формы и методы проведения:

- создание мамами индивидуальной рукавички («маминой ладошки»).

Каждой маме предлагается сшить, либо связать для своего ребенка рукавичку, которая будет находиться в «Островке покоя» (центре психологического комфорта группы). Ребенок в течении дня может взять варежку, обнять ее, надеть, поиграть с «маминой ладошкой» и даже «уложить» с собой в кровать во время тихого часа.

Акция «Украсим планету»

Акция проводится с родителями детей старшего возраста.

Цель:

- укрепление детско-родительских отношений;

- формирование экологического сознания;

Формы и методы проведения:

- выращивание декоративных цветов для украшения группы и участка детского сада.

В начале весны (март-апрель) детям вместе с родителями предлагается посадить и вырастить в домашних условиях из семян бархатцев и календулы цветы для украшения группы и (или) последующей высадки в грунт на участке детского сада.

Подобным образом проводятся акции «Огород – круглый год», «Зеленые друзья».

Акция «Мамина шляпка»

Акция проводится с родителями детей старшего возраста.

Цель:

- укрепление детско-родительских отношений;

- формирование ценностного отношения к близким людям;

- создание праздничного настроения.

Формы и методы проведения:

- беседа с детьми на тему «Мамин праздник»

В канун 8 Марта или Дня Матери детям предлагается вместе с папами вырезать из качественного картона или специальной бумаги для скрапбукинга силуэты шляпок. Затем, в детском саду, шляпка украшается различными материалами по выбору детей, оформляется фотовыставка с фотографиями мам в дизайнерских шляпках.

Акция «Река добрых дел»

Акция проводится с родителями детей старшего возраста.

Цель:

- расширение социальных связей между детьми и родителями;

- развитие эмоциональной сферы, формирование коммуникативных умений и навыков, взаимоуважения к окружающим людям;

- воспитание гуманного и бережного отношения к миру в целом.

Формы и методы проведения:

- беседа с детьми на тему «Миром правит доброта»

Подготовительная работа:

- изготовление эскиза поверхности реки;

-изготовление каждым ребенком кораблика в технике оригами, оформление его записью желания совершить какое-либо доброе дело;

- объявление для родителей, привлекающее внимание к «Реке добрых дел»;

- организация выставки.

С детьми проводится беседа, в ходе которой предлагается ответить на вопрос: «Что значит для вас доброта?». После, детям предлагается подумать и высказаться, какой хороший, добрый поступок они бы хотели совершить? Ответы детей записываются на «борту» кораблика. Эскиз реки с корабликами помещается на стенде в приемной.

Акция «Игрушка детям – руками взрослых»

Акция проводится с родителями детей младшего, старшего возраста.

Цель:

- вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

- создание предметно-развивающей среды в группе.

       Родителям предлагается изготовить атрибуты и пособия для детей для различных видов деятельности. Варианты атрибутов и пособий могут быть предложены педагогами, или предоставить родителям возможность проявить собственное творчество.

В ходе проведения данной акции в нашем детском саду было изготовлено много нетрадиционного спортивного оборудования, инструментов для художественного творчества, игрушек и атрибутов для сюжетно-ролевых игр. 

       Наглядными итогами проведения акций становятся фотоотчеты и, конечно же, продукт деятельности и творчества детей, родителей и педагогов. В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения количества контактов мам и пап с педагогами, формируется положительное отношение родителей к учреждению, растет потребность в организации семейного досуга.

       Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Процент вовлеченности родителей в жизнь своих детей увеличился с 68% до 92%. Такие изменения позволяют говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.  

   В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен.

     Благодаря использованию такой формы работы, как акция, в ДОУ можно создать единый творческий союз детей, родителей, педагогов, который строится на основе сотрудничества, педагогической компетентности, доверия друг к другу, искренности и доброты.