Трудно сказать, какой этап важнее в процессе заучива­ния стихов наизусть: выбор стихотворения   или ход работы над его запоминанием — настолько они взаимосвязаны. Неправильно выбранное произведение, смысл которого не­понятен детям, приведет к механическому усвоению текста, к постепенному осознанию ребенком бессмысленности про­цесса и неприятию его.

Заучивание стихов наизусть в раннем возрасте очень часто происходит спонтанно, при косвенном участии взрослого в этом процессе: стихи запоминаются при многократном чте­нии текста. Сначала малыш повторяет за взрослым рифмую­щиеся слова, а затем и строчки целиком.

Годам к четырем дети, по наблюдениям К. Чуковского, не только знают наизусть много стихов, но и с удовольствием скандируют их. Но, естественно, это явление не возникает ниоткуда: чтобы оно было ярко выраженным, ребенку надо много читать.

Воспитатели и родители должны знать, какие стихи надо выбирать для заучивания наизусть.

Первым требованием здесь будет отчетливость и ясность смысла каждого слова в стихе. Проанализируем с этой точки зрения стихотворение Ю. Мориц «Считалочка»:

Я — береза, ты — сосна.

Я — с мороза, ты — со сна.

Я — из рощи, ты — из бора,

Ты найдешь меня не скоро.

На печи стояли щи, я запрячусь — ты ищи!

Из своего собственного детства мы, взрослые, помним: считалочка — это тот фольклорный или литературный жанр, который помогает ребятам вести честную игру и, прежде все­го, выбрать водящего. Создавая этот жанр, поэт как бы всту­пает в игровые отношения с детьми, но не только смыслом и назначением своего стиха, но и звуком. Обратите внима­ние: «ты — сосна» — «ты — со сна». Здесь употреблены два одинаковых по звучанию, но разных по значению слова. Чтобы ребенок почувствовал смысловую разницу, необходи­мо сделать очень короткую паузу во втором случае после пред­лога: «ты — со / сна». Именно эта короткая остановка не

позволит читающему исказить стих, «вырастить» еще одну сосну, о которой поэту и не мечталось.

Но дошкольникам еще не свойственно такое вдумчивое отношение к смыслу. Значит, об этом следует помнить взрос­лому, чтобы не превращать стихотворение в детском испол­нении в нелепицу.

Содержание стихотворения должно быть интересным малышу по тематике, по мироощущению. Пусть это будет настоящая поэзия, открывающая ребенку мир, содержащая необыкно­венные образы, пора­жающие его своей красотой, эмоциональной наполненнос­тью. Сравните два стихотворения и почувствуйте, что такое настоящий текст. Сопоставлять необходимо качество стиха: рифмы, ритм, звукопись, образность. Написанный по слу­чаю первый отрывок отличается однообразной парной риф­мовкой (тесно — неинтересно), нарушением ритма в послед­ней строке, отсутствием музыкальности, образности. Во втором же стихотворении поэтом найден оригинальный об­раз — зеленоглазый июль. Звукопись стиха, представленная, на первый взгляд, совсем не музыкальным «ж», передает жужжание насекомых, помогает увидеть картину теплого летнего дня, зеленый луг, почувствовать запах цветов с кру­жащимися над ними пчелами. Стихотворение С. Козлова эмоционально. Но к сожалению, в дошкольных учреждениях чаще обращают внимание на тему, а не на качество стиха, что, конечно же, не способствует выработке хорошего ли­тературного вкуса у детей.

Здесь так жарко, душно, тесно.

С вами мне неинтересно.

Кукол вы мне не отдали

И спектакль мой сорвали...

С. Козлов            

ИЮЛЬ

Я к Июлю прихожу,

На густой траве лежу,

Глажу волосы Июлю

И в глаза ему гляжу.

— Он такой зеленоглазый! —

Дома вечером скажу.

Для звучания лучше выбрать динамичное произведение: опи­сание, затянутость действия плохо воспринимаются детьми.

    

            Плим.                       И. Токмакова

Ложка — это ложка. Ложкой суп едят.

Кошка — это кошка, у кошки семь котят.

Тряпка — это тряпка. Тряпкой вытру стол.

Шапка — это шапка, оделся и пошел.

А я придумал слово, смешное слово — плим.

Я повторяю снова: Плим, плим, плим!

Вот прыгает и скачет Плим, плим, плим!

И ничего не значит Плим, плим, плим.

Этот текст легко учить наизусть, так как фразы в строфах одинаково построены. Запомнив порядок слов в двух строч­ках, можно без труда запомнить остальные. Забавное содер­жание стиха повлияет на настроение ребенка, включит его в словесную игру, сделает процесс запоминания не обязатель­ной процедурой, а нужным, но необременительным делом.

К. Чуковский давно заметил, что лучше всего дети чув­ствуют стихи с парной, то есть близко стоящей рифмой. За­помнив рифму, они легко восстанавливают всю стихотвор­ную строчку. Значит, в подборе стихотворений для заучи­вания наизусть надо помнить об этой особенности восприя­тия и учить вместе с детьми те стихи, где поэтом избрана парная (1—2, 3—4) или перекрестная (1—3, 2—4) рифмовка.

Парная рифмовка:

В темной детской спал Сережа.

На своей кроватке лежа.

А игрушки в беспорядке

Спали около кроватки     А. Оношкович

Перекрестная рифмовка:

Идет бычок, качается. Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается. Сейчас я упаду.

А. Барто

При выборе стихотворения необходимо учитывать возраст детей.

Для детей 2-3 лет бесспорно будут полезны произведения детских классиков: А.Барто, Е.Благининой, С.Капутикян;

4-5 леток стихи И. Токмаковой, А.Усачева, С.Маршака;

для детей 6-7 лет отрывки из произведений К.Чуковского, Маяковского, Михалкова, стихи Фета, Есенина, Пушкина.

Быстро запоминаются детьми те стихи, которые имеют применение в их детской жизни: это стихотворные считалки, дразнилки, заклички для старших дошкольников; и потешки, прибаутки для малышей. Фольклорные и литературные, они одинаково интересны ребятам разного возраста.

Прежде чем учить стихотворение наизусть вместе с деть­ми, взрослый должен его выразительно прочитать, дать детям почувствовать красоту стиха, точность рифмы, напев­ность и лиричность мелодики, игру звуков. Выразительное чтение дает возможность установить подтекст стихотворения. Через подтекст раскрывается смысл произведения, что способствует запоминанию его.

      

             Слон.

Дали туфельки слону,

Взял он туфельку одну

И сказал: - Нужны пошире,

И не две, а все четыре.   (С.Маршак)

Дорисовывается в воображении слон, рассматривающий «Туфельку одну». Слон выражает пожелание, очень скромное: туфельки «нужны пошире, и не две, а все четыре». Смысл этих слов таков: «ну куда годятся эти туфли? И вы даете всего две, а ног-то четыре! Ни к чему это…» Слон добродушно-ворчливо отказывается.

Различные стихотворные произведения требуют особенных стилей чтения. Малые стихотворные формы: загадки, пословицы, скороговорки, считалки требуют такую речевую ситуацию, при которой максимально полезны (считалка «Тише мыши…»). Иной стиль чтения басни. Разговорный язык требует бытовых разговорных интонаций. Ритмомелодика меняется, подчиняясь сюжету («Стрекоза и муравей»). Стиль произношений стихотворений о природе напевный, задумчивый, сказочно-волшебный (С.Есенин «Пороша»).

Следующий этап в процессе заучивания стихотворений – беседа по содержанию данного произведения. Дошкольникам еще не свойственно вдумчивое отношение к смыслу. Это надо помнить, чтобы не превращать стихотворение в детском исполнении в нелепицу. Воспитателю необходимо выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их смысл, несколько раз повторить в контексте (скороговорка «Вез корабль карамель»). В процессе работы над содержанием стихотворения необходимо постоянно стимулировать развитие слухового внимания. В качестве подготовительных упражнений можно использовать упражнения в подборе рифмы (Е.Благинина «Новогодняя игра»).

Если у детей будет развито слуховое внимание, они быстро и охотно будут отвечать на вопросы по содержанию стихотворения, что способствует быстрому запоминанию (потешка «Сидит белка на тележке», И.Токмакова «Десять птичек-стайка»).

При заучивании стихотворения используют различные техники запоминания: по опорным словам, по рифме. Одна из них по методу М.Ильина основана на длительном повторении с ускорением.

Шаг 1. Берем первое четверостишие стихотворения. Например:

     На реке поймали рака.
     Из-за рака вышла драка.
     Это Лешка забияка
     Снова в реку бросил рака.
     
        Учим первую строчку:
     На реке поймали рака.
     На реке поймали рака.
     На реке поймали рака.
     

        Эту строчку повторять с ускорением 4-5 раз, делая акцент на первом слове и стараясь не смотреть на текст.

Шаг 2. Так же учим вторую строчку:

     Из-за рака вышла драка.
     Из-за рака вышла драка.
     Из-за рака вышла драка.
     

Шаг 3. Связываем первую и вторую строчки:

     На реке поймали рака.
     Из-за рака вышла драка.
     

        Повторите 5-6 раз с ускорением эти строчки.

Шаг 4. Учим третью строчку:

     Это Лешка забияка
     Это Лешка забияка
     Это Лешка забияка
     

        Связываем три строчки:

     На реке поймали рака.
     Из-за рака вышла драка.
     Это Лешка забияка
     

Шаг 5. Учим так же четвертую строчку и связываем с тремя предыдущими:

     На реке поймали рака.
     Из-за рака вышла драка.
     Это Лешка забияка
     Снова в реку бросил рака.
     
Повторить 5-6 раз с ускорением, делая акцент на первом слове каждой строчки. 

Шаг 6. Так же выучить второе четверостишие и повторить несколько раз вместе с первым.

Шаг 7. Выучить третье четверостишие и повторить с ускорением все три вместе. Хорошо, если все три четверостишия ребенок может воспроизвести за 10 секунд, отлично - если за 6.

        Так можно учить любые стихи, которые ребенок получает в детском садике или в школе, в том числе и на уроках иностранного языка.

        В результате такой работы мы получаем два эффекта:

Первый - эффект «давления информации», проявляющийся в том, что выученное таким образом стихотворение «само вспоминается». Стоит вспомнить только первое слово, как уже вся строчка «звучит в голове», и ее нужно только произнести.

Второй эффект проявляется в том, что, если выученные таким образом стихи повторять с ускорением в течение недели каждый день по 3-4 минуты, то они практически не забываются. То есть информация остается в памяти на всю жизнь!

Для заучивания стихотворений также используются методики, которые основаны на использовании других видов памяти: зрительной и двигательной. Совсем недавно вышла книга Лагздынь Г. «Учим стихи по картинкам» для детей 3-5 лет. В последнее десятилетие отдельными авторами предлагалась методика работы по обучению детей рассказывать стихи руками. Ее приветствовали и писатели, и психологи, и логопеды, считая, что движения помогают легче и быстрее заучивать стихи, т.к. в работу включается не только слуховой, но и зрительный, и двигательный анализаторы. Но многие данную методику не принимают, указывая на то, что за стремлением правильно жестикулировать теряется содержание стиха, работа становится механической. Для заучивания выбирается стихотворение, удобное только сточки зрения жестикуляции. Все это нельзя не учитывать.

Стихи-диалоги можно инсценировать, что облегчает процесс запоминания.

Для быстрого и лучшего запоминания используют прием зарисовывания стихотворения, создают схему-модель стихотворения при помощи картинок-символов. В процессе создания модели стихотворения идет работа над содержанием, знакомство с образом.

Завершающий этап заучивания стихотворения – работа над выразительным чтением, перевоплощением и созданием образа.

Литература.

  1. З.А.Гриценко. «Ты детям сказку расскажи…», Линка-Пресс, М.,2003.
  2. Л.А.Горбушина, А.П.Николаичева. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. Просвещение, М., 1985.
  3. Л.Б. Фесюкова. От трех до семи.-Харьков, 1996.
  4. Т.А.Ткаченко. Развитие фонематического восприятия.- С.-П., Детство-Пресс, 1999.