УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Мы постарались определить для вас основные знания и представления, умения и навыки, которые необходимы вашему ребёнку к моменту поступления его в школу. Прочтите внимательно. Надеемся, что наша консультация поможет вам сориентироваться во время домашних занятий с ребёнком при подготовке его к учебной деятельности в школе.

Так как здесь представлены конечные результаты развития ребёнка, то за конкретными приёмами и методами развития тех или иных умений и навыков просим вас обращаться к воспитателям группы. УСПЕХОВ ВАМ!

 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Я И ОБЩЕСТВО

Дети должны знать:

- название нашей страны и её столицы, национальная валюта;

- флаг, герб России;

- название родного города, села, свой адрес.

Дети должны иметь представление:

- о всенародных праздниках;

- о труде людей в городе и сельской местности, о профессиях людей.

Дети должны уметь рассказывать:

- о своей семье (сколько человек в семье, как зовут маму, как зовут папу (имя, отчество родителей), есть ли брат, сестра, сколько ему (ей) лет, есть ли бабушка, дедушка, как их зовут, где и кем работают мама и папа);

- когда его день рождения и сколько ему лет.

ПРЕДМЕТНЫЙ МИР

Дети должны уметь:

- сравнивать, группировать, классифицировать предметы;

- называть материалы, из которых они изготовлены;

- понимать значение обобщающих слов (мебель, одежда, транспорт, посуда, животные и т.д.).

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Дети должны:

- иметь представление о сезонных изменениях в природе, название явлений природы ( листопад, ледоход, радуга, снегопад, северное сияние, шторм, наводнение, дождь и т.д.);

- определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.

 

ЖИВОТНЫЙ И РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР

Дети должны иметь представление:

- о домашних и диких животных (животные и их детёныши, как зимуют дикие животные, животные жарких стран, животные севера и т.д.);

- о перелётных и зимующих птицах (почему они так называются);

- о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе;

- об условиях, необходимых для роста растений (свет, вода, тепло);

- о лесных ягодах и грибах (обобщать и классифицировать их);

- об овощах и фруктах (обобщать и классифицировать их);

- о деревьях, кустарниках, цветах (обобщать и классифицировать их).

Дети должны знать:

- основные части растения (корень, ствол, ветки, листья, плоды);

- какие растения, где растут (в лесу, в поле, на лугу, в саду).

Дети должны уметь:

- различать и называть деревья по коре, листьям, плодам, обобщать хвойные и лиственные деревья;

- сравнивать строение дерева и кустарника.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

Ребёнок, поступающий в школу, должен:

- правильно произносить все звуки родного языка;

- различать и называть слова с определённым звуком;

- уметь определять место звука в слове (начало-середина-конец);

- делить слова на слоги;

- составлять слова из слогов;

- иметь представление о предложении;

- уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;

- подбирать синонимы, антонимы;

- использовать разные способы образования слов;

- пересказывать знакомые сказки и рассказы;

- составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

 

Дети должны уметь:

- заштриховывать в разных направлениях, в том числе сложные штриховки;

- ориентировать на листе бумаги, дорисовывать различные узоры на листах в клетку и линейку.

Для развития кистей рук надо организовать игры с мелкими игрушками, занятия с мелким конструктором, мозаикой, очень полезны рисование, лепка из глины (пластилина), макраме, вышивка, вязание и т.д.

МАТЕМАТИКА

Дети должны знать:

- состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);

- состав чисел из двух меньших.

Дети должны уметь:

- называть числа в прямом и обратном порядке;

- соотносить цифру и число предметов;

- правильно пользовать количественными и порядковыми числительными;

- сравнивать числа в пределах 10;

- устанавливать, какое число больше (меньше) другого;

- уравнивать неравное число предметов двумя способами (добавить, убрать);

- решать элементарные задачи на сложение (когда к большему прибавляется меньшее) и вычитание (когда вычитаемое меньше остатка) (например, Саша и Алёша ловили рыбу. Саша поймал 5 карасей, а Алёша на 3 больше. Сколько рыбы поймал Алёша?), задача состоит из условия, вопроса и решения;

- пользоваться знаками действия с цифрами: плюс (+), минус (-), равно (=);

- сравнивать предметы разные по величине (длине, ширине, высоте);

- выражать словами какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже)

- сравнивать до 10 предметов, различных по величине;

- измерять длину предметов с помощью условной мерки

- различать форму предметов: круглую, треугольную, прямоугольную, овальную, квадратную;

- составлять из нескольких треугольников, четырёхугольников фигуры большего размера;

- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;

- выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и другим предметам, используя предлоги над, под, на, за, слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу;

- уметь ориентироваться на листе бумаги (в центре, в левом нижнем углу и т. д.).

 

Дети должны:

- различать и называть части суток, их последовательность (ночь, утро, день, вечер);

- понимать значения понятий вчера, сегодня, завтра;

- знать дни недели, их последовательность;

- уметь называть времена и месяцы года, в каком месяце день рождения.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

РИСОВАНИЕ

Дети должны:

- правильно сидеть при рисовании;

- уметь держать карандаш, кисть и пользоваться ими;

- использовать гуашь, акварель;

- уметь наносить лёгкий контур карандашом;

- правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, соотношение по величине; цвета и их оттенки;

- уметь располагать изображения на листе бумаги;

- рисовать по представлению, с натуры (овощи, фрукты, цветы, игрушки);

- изображать сюжетные рисунки: картины природы (разноцветная осень, весёлая зима, весенний дождь), сюжеты из сказок и т.д.;

- иметь представление о декоративно-прикладном искусстве (дымковская, филимоновская, каргопольская игрушка, жостовская, хохломская, городецкая росписи);

- рисовать узоры по мотивам этих изделий.

ЛЕПКА

Дети должны:

- уметь пользоваться глиной, пластилином и стекой;

- лепить предметы, используя приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания, примазывания;

- использовать при изготовлении поделки разные способы лепки (конструктивный – предмет лепят из отдельных частей, пластический – предмет выполняют из целого куска, комбинированный – сочетает в себе элементы конструктивного и пластического способов);

- уметь украшать изделие рельефом;

- лепить предметы с натуры и по представлению (овощи, фрукты, животных, человека).

АППЛИКАЦИЯ И РУЧНОЙ ТРУД

Ребёнка надо научить:

- правильно держать ножницы и пользоваться ими;

- приёмам симметричного и силуэтного вырезывания из бумаги, обрывной аппликации;

- сочетать приёмы вырезания ножницами с приёмами обрывной аппликации для создания выразительного образа;

- составлять сюжетные аппликации и декоративные узоры;

- изготовлять простые фигурки из бумаги путём складывания.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

К обучению в школе ребёнок умеет:

- выполнять все виды ходьбы и бега, прыжков, метания, лазанья;

- прыгать на мягкое покрытие высотой до 40 см; спрыгивать с высоты 40 см; прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега – 180 см, в высоту с разбега – не менее 50 см; прыгать через скакалку;

- перебрасывать набивные мячи;

- метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м;

- выполнять физические упражнения чётко, ритмично;

- сохранять правильную осанку;

- активно участвовать в играх с элементами спортивных игр (баскетбол, футбол, бадминтон и др.);

- плавать 15 м.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

У детей должны быть сформированы навыки культурного поведения. Они должны:

- первыми здороваться со взрослыми, сверстниками;

- вежливо прощаться;

- благодарить за оказанную помощь;

- говорить тихо, не привлекая к себе внимания, не мешать другим;

- вежливо обращаться с просьбой;

- не перебивать говорящего;

- не вмешиваться в разговор старших;

- соблюдать порядок, чистоту.

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДАВИЖЕНИЯ

Дети должны:

- различать проезжую часть дороги, тротуар;

- понимать значение сигналов светофора;

- знать правила дорожного движения;

- улицу переходить в специальных местах на зелёный сигнал светофора, при красном и жёлтом – стоять;

- ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны;

- не играть на проезжей части дороги.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

Не разговаривать с посторонними людьми.

Не входить в лифт с незнакомыми людьми.

Не открывать дверь чужим людям.

Не показывать ключ от дома.

Не баловаться спичками.

Не вставать на подоконник.

НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

Дети должны научиться:

- следить за своим внешним видом;

- самостоятельно умываться, чистить зубы, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом;

- следить за чистотой ногтей;

- уметь пользоваться расчёской, носовым платком;

- при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком;

- кушать аккуратно: пищу брать понемножку, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды;

- самостоятельно быстро и аккуратно одеваться и раздеваться;

- аккуратно складывать и вешать одежду;

- убирать постель;

- ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить);

- вдевать в иголку нитку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку.