Уважаемые родители!

Представьте себе картину: малыш увлечённо возится с мозаикой. Получается у него не всё как надо: мозаинки рассыпаются, перемешиваются, не сразу вставляются, да и цветочек получается «не такой». Вам хочется вмешаться, научить, показать. И вот вы не выдерживаете: «Подожди, - говорите вы, - надо не так, а вот так». Но ребёнок недовольно отвечает: «Не надо, я сам».

Другой пример. Второклассник пишет письмо бабушке. Вы заглядываете ему через плечо. Письмо трогательное, да вот только почерк корявый, да и ошибок много: все эти знаменитые детские «ищо», «сенце, «чюствую»… Как же не заметить и не поправить? Но ребёнок после замечаний расстраивается, скисает, не хочет писать дальше.

Вообще разные дети по-разному реагируют на родительские «не так»: одни грустнеют и теряются, другие обижаются, третьи бунтуют: «Раз плохо, не буду вообще!». Как будто бы реакции разные, но все они показывают, что детям не по нраву такое обращение. Почему?

Чтобы лучше себя понять, давайте вспомним себя детьми.

Как долго у нас самих не получалось написать букву, чисто подмести пол или ловко забить гвоздь? Теперь эти дела кажутся нам простыми. Так вот, когда мы показываем и навязываем эту «простоту» ребёнку, которому на самом деле трудно, то поступаем несправедливо. Ребёнок вправе на нас обижаться!

Посмотрим на годовалого малыша, который учится ходить. Вот он отцепился от вашего пальца и делает первые неуверенные шаги. При каждом шаге с трудом удерживает равновесие. Но он доволен и горд! Мало кому из родителей придёт в голову поучать: «Разве так ходят? Смотри, как надо! Сколько раз я тебе говорила, не маши руками!»

Комично? Нелепо! Но так же нелепы с психологической точки зрения любые критические замечания, обращённые к человеку, который учится что-либо делать сам!

                                                                  

Как же научить, если не указывать на ошибки?

Да, знание ошибок полезно и часто необходимо, но указывать на них нужно с особенной осторожностью. Во – первых, не стоит замечать каждую ошибку; во – вторых, ошибку лучше обсудить потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребёнок увлечён делом; наконец, замечания всегда надо делать на фоне общего одобрения.

И в этом искусстве нам стоит поучиться у самих детей. Спросим себя: знает ли порой ребёнок о своих ошибках? Согласитесь, часто знает – так же

как ощущает нетвёрдость шагов годовалый малыш. А как он к этим ошибкам относится? Оказывается, более терпимо, чем взрослые. Почему? А он доволен уже тем, что у него что-то получается, ведь он уже «идет», пусть пока нетвердо. К тому же, он догадывается: завтра получится лучше. Мы, родители, замечаниями хотим скорее добиться лучших результатов. А получается часто совсем наоборот.

 

Правило, которым следует руководствоваться в тех ситуациях, когда ребёнок чем-то занят самостоятельно.

 

Не вмешивайтесь

в дело, которым занят ребёнок,

если он не просит помощи.

Своим невмешательством

вы будете сообщать ему:

«С тобой всё в порядке!

Ты, конечно, справишься!»

 

 

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

 


 

                                             Представьте себе круг дел (можно даже составить их

                                             список), с которыми ваш ребёнок в принципе может            

                                             справиться самостоятельно, хотя и не всегда          

                                            совершенно.

          

                                             Для начала выберите из этого круга несколько дел и

                                             постарайтесь ни разу не вмешаться в их выполнение.

                                            В конце одобрите старания ребёнка, несмотря на их

                                             результат.

                                             Запомните 2-3 ошибки ребёнка, которые вам показа-

                                            лись особенно досадными. Найдите спокойное время

                                             и подходящий тон, чтобы поговорить о них.