Проект«Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности

для детей дошкольного возраста»

 

Цельпроекта: Формирование у дошкольников элементов учебной деятельности, развитие художественного творчества и активизации творческого потенциала посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

2. Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники рисования.

3. Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

4. Поощрять инициативность и самостоятельность при выборе материала и техники изображения, помочь детям почувствовать радость творчества.

5.Развитие у дошкольников творческих способностей, через нетрадиционные техники рисования.

6. Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.

Актуальность. Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Участники проекта: педагог, дошкольники 3-4 лет и их родители.

 

Вид проекта: групповой

Предполагаемые результаты:

- Увеличить динамику высокого уровня развития по ИЗО;

- Умение применять усвоенные техники изодеятельности;

- Способствовать самореализации личности ребенка в художественном творчестве, стимулировать стремление быть оригинальным в выборе средств своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности;

- Организация ежемесячных выставок продукции детской деятельности для родителей;

- Создание детского альбома рисунков «Я не простой художник»;

- Организация выставки в ДОУ «Удивительное рядом».

Введение.

Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д. , Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Мышления;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Рассмотрим подробнее каждую из этих техник.

В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.

Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения. В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок.

Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки.

Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки – определенного животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1 - 1,5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки, по шире.

Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.

В средней группе также часто используется техника тычка жесткой кистью. Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур, называя вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик и т.д. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап.

Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), разработка конспектов и сценариев мероприятий, составление перспективного плана, нахождение и установление эффективных связей с родителями.

Основной этап.

1.Подобрать художественное слово; пальчиковые гимнастики, дидактические игры.

2. Ознакомление детей с нетрадиционными художественными техниками.

- Упражнять детей создавать выразительные образы животных, птиц, людей, используя различные техники и материалы.

- Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Формы работы:

Работа с родителями:

Беседы с родителями. Консультации для родителей. Оформление уголка для родителей по данной теме. Выставка (коллективные работы детей). Семейная творческая деятельность. Демонстрация занятий с детьми. Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т.д.).

Работы с детьми:

 Совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку, рисование иллюстраций; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдение за природой; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; физкультминутки; оформление выставки.

Завершающий этап.

Проведение мастер – класса для родителей по нетрадиционному рисованию «Чудо-пальчики».

План работы.

Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом, из пробки, рисование губкой, трафаретом, рисование по-мокрому, рисование смятой бумагой, монотипия, набрызг. На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты («В лесу родилась елочка», «Гусеница», «Сшили Тане сарафан» и т.д.). В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.

План занятий:

месяц

техника нетрадиционного развития

тема занятия

сентябрь

рисование пальчиками

Цветные пальчики

Ягодки на тарелке

Сшили Тане сарафан

Разноцветные мячики

октябрь

рисование пальчиками

Дождик, дождик пуще...

Листья желтые летят

Подводное царство

Петушок, петушок…

ноябрь

рисование ладошками

Цветные ладошки

Цветик-семицветик

Ёжик

Мишка косолапый

декабрь

рисование ватными палочками

Горошины для петушка

Идет снег

Узор на платочке

В лесу родилась елочка

январь

рисование ватными палочками

тычок

Вот зима кругом

Снег идет

Цыплятки

Бусы для Кати

  февраль

оттиск (штамп) пенопластом

оттиск (штамп) картофелем

Кубики для Вани

Мячики

Башни

Гусеница

  март

оттиск (штамп) пробкой

Платье для Катюши

рисование губкой

Спрячь зайку

рисование трафаретом

Веселые животные

рисование по-мокрому

Солнышко

  апрель

рисование смятой бумагой

Березки

Одуванчики

Ёжик

  май

набрызг

Салют

Звездочки на небе

Дождь идет

Мухомор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоги реализации проекта:

В ходе нашего проекта детьми совместно со взрослым было сделано много интересного, а именно:

-            организована выставка рисунков по нетрадиционным техникам.

-            Изготовлен альбом "Маленькие художники".

-            Проведены консультации для родителей «Нетрадиционные техники рисования»

-            Мастер-класс для родителей «Чудо-пальчики».

Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. В результате работы заметно улучшились творческие способности детей, мелкая моторика, сенсорное восприятие, речь.

Литература:

Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» 1,2 часть.

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»;

Е.В. Потапова «Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ»