Цель и задачи проекта:

Основной целью проекта является ознакомление детей с культурами других наций, повышение уровня социокультурной компетентности у дошкольников, развитие  личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, воспитание толерантности и культуры межнационального общения.

Задачи проекта:

  • Приобщение к разным видам национальной культуры народов России посредством участия в разнообразных видах детской деятельности;
  • Формирование позитивных эмоционально-чувственных   представлений об этнокультурном разнообразии России.
  • Формирование умений, навыков и моделей поведения, способствующих эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.
  • Накопление объективных представлений, знаний о своем и иных народах.
  • Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников и со взрослыми.

Актуальность проекта:

Россия является многонациональной страной, её населяют десятки народов с самобытными культурами. Поэтому человек в современной социокультурной ситуации находится в среде, образуемой сосуществованием различных национальных культур. Очевидно, что многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения.

Во всех основных современных общеобразовательных программах проблема формирования социокультурной компетенции опосредованно прослеживается, но конкретизация данного направления не предусмотрена. Освоение культуры народов, как системы ценностей, приобщение дошкольников к социальной действительности, воспитание маленького гражданина, готового и способного жить в поликультурной среде должно проходить в специально организованной педагогом деятельности, где педагог, опираясь на заинтересованность и имеющийся опыт у ребенка, может стать партнером для последующего обучения дошкольников диалогу культур.

Многонациональный состав воспитанников дошкольных учреждений в нашем регионе ставит перед педагогами задачу разработки новых стратегий и подходов к социализации подрастающего поколения в поликультурной среде дошкольного учреждения. Успешная социализация в такого рода среде включает знание основ не только своей культуры, но также культуры других народов, умение правильно взаимодействовать с ними.

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста – родители воспитанников – педагоги.

            Продолжительность проекта: 1 год

Продукт проектной деятельности:

  • Альбом «Такие разные страны»;
  • Альбом «Чудеса света»;
  • Макетирование  «Жилища разных народов»;
  • Творческие мастерские: «Мастерская по изготовлению народных игрушек», «Мастерская по изготовлению атрибутов народного быта», «Ателье народного костюма»;
  • Выставки изделий  декоративно-прикладного творчества: «Куклы-обереги», «Волшебный клубочек», «Чудесные превращения ниточки»;
    • Выпуск семейных газет «Традиции нашей семьи»;
    • Фотовыставка «Клуб любителей путешествий»;
    • Презентация национальных блюд;
    • Дефиле народного костюма.

Планируемые результаты:

Дети  проявляют любознательность, обладают установкой положительного отношения к миру, другим людям, могут следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со взрослыми  и сверстниками.

У них сформировано:

-  чувство любви к родному, своей Родине, понимание мира как мира без границ, что все люди разные, но не чужие, а другие (от слова «друг»);  

-представление о народной культуре, об образе жизни людей, населяющих другие страны, уважительное отношения к людям других национальностей и наследию других народов.  

Методическое обеспечение проекта:

  • подборка книг и открыток, игр и народных игрушек, знакомящих с историей, культурой, трудом и бытом разных народов;
  • уголок краеведения с атрибутами народного быта;
  • предметы декоративно-прикладного искусства;
  • образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых);
  • художественная литература (сказки и легенды народов Севера и мира);
  • постоянно действующие и меняющиеся экспозиции в  мини-музее группы «Калейдоскоп народов России»:

- экспозиция-мастерская – для выполнения с детьми различных поделок, свойственных родной культуре (лепка из соленого теста национальных кондитерских изделий, украшение силуэтов русских барышень, изготовление обрядовых кукол);

- экспозиция-чемодан – в условиях дефицита помещения эта экспозиция самая актуальная, так как занимает мало места. Содержимое чемодана составляют частные коллекции педагогов и родителей (поделки дымковских мастеров, белорусские соломенные игрушки, полотенца с орнаментами и др.);

- экспозиция-библиотека – основу составляют художественные альбомы из серии «Великие художники», портреты детских писателей, книжки-раскраски «Народные костюмы».

Механизм реализации проекта

        Проект не является компонентом базовой части основной общеобразовательной  программы, а является вариативным звеном воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающим индивидуальный характер социального развития воспитанников. Проект  реализуется через систему совместных и индивидуальных  организованных форм обучения, развлечений, праздников по поликультурному воспитанию.

Этапы работы:

1 этап – подготовительный: сентябрь – октябрь

  • Изучение контингента родителей (национальная принадлежность), составление социального паспорта;
  • Анкетирование и опросы родителей на выявление актуальности проблемы поликультурного воспитания;
  • Подготовка консультаций для родителей:

- «Совместная работа ДОУ и семьи в поликультурном воспитании дошкольника»;

- «Поликультурное воспитание детей и их родителей через организацию семейных чтений»;

  • Оснащение мини – музея народного быта;
  • Подбор материала о странах ближнего и дальнего зарубежья (географическое положение, национальные костюмы, традиции и т.д.);
  • Подбор  образцов народного быта, национальных костюмы для кукол, детей и взрослых;
  • Подбор художественной литературы «Сказки народов России», «Сказки народов мира»;
  • Подбор  музыкальных произведений «Танцы и песни народов мира»;
  • Подбор материала «Изобразительное искусство народов России и мира»;
  • Оформление картотеки народных подвижных игр разных стран;
  • Оформление видеотеки «Народные традиции разных стран»;
  • Подбор (создание)  мультимедийных презентаций о разных странах.

2 этап – реализация проекта: ноябрь – апрель

Системная паутинка проекта

Образовательная область Формы работы
Социально-коммуникативное развитие

Тематические цикловые занятия: «Узнаем друг о друге», «Что такое, кто такой?»;

Познавательные беседы: «Что в имени моем?», «В нашей группе дети дружней всех на свете», «Играют дети на всей планете»;

Коммуникативные игры «Спиной к спине», «Паровозик с именем», «Я хочу подружиться с тобой» и др;

Игровые ситуации «Гостеприимный теремок», «Давайте жить дружно», «Как бы ты поступил?»;

Народные праздники, развлечения и забавы «Коляда, коляда!», «Хейро», «Широкая масленица»;

Акция «Доброе сердечко»;

Фотовыставка «Клуб любителей путешественников;

Речевое развитие

Рассматривание альбомов, картин по теме;

Пальчиковые игры;

Кинезиологические упражнения, биоэнергопластика;

Развивающие игры «Расскажи стихи руками»;

Составление описательных рассказов (по костюмам);

Составление и отгадывание загадок по теме;

Речевые игры.

Познавательное развитие

Видео-презентации «В горнице моей», «Жизнь и быт народов Севера», «Широка страна моя родная», «Гуляй, масленица» и др.;

Познавательная игротека: «Игры народов мира», «Игры народов Севера», «Географические игры»:

Организация тематических дней:

  -  День народного танца

  - День народных игр

  - День национальных традиций   

  -  День народных сказок

  -  День народного костюма;

Создание альбомов «Такие разные страны», «Чудеса света»;

Макетирование  «Жилища разных народов»;

Знакомство с  объектами этнокультурного и природного окружения (посещение музеев, городских народных ярмарок и праздников «Большой Аргиш», «Проводы русской зимы» и др.);

Художественно-эстетическое развитие

Знакомство с народными промыслами:

Художественно-творческие мастерские: «Мастерская по изготовлению народных игрушек», «Мастерская по изготовлению атрибутов народного быта», «Ателье народного костюма»;

Фольклорные концерты и конкурсы; театрализованные представления;

Знакомство с русскими народными сказками;

Знакомство со сказками народов Севера;

Знакомство со сказками народов ближнего зарубежья;

Знакомство со сказками народов мира;

Игры-драматизации по мотивам народных сказок;

Знакомство с музыкальными инструментами разных народов;

Знакомство с музыкальной и танцевальной культурой народов мира;

Танцевальные выступления на различных мероприятиях (городские, региональные, федеральные конкурсы («Подснежник»,«Небо танцует»), фестивали «Солнышко в ладошках», «Благовест»).

Физическое развитие

Тематические спортивные развлечения;

Подвижные игры народов Севера;

Подвижные игры народов мира.

3 этап –  заключительный: май

  • Итоговое мероприятие – музыкально-спортивное развлечение «Путешествие на остров Дружбы».
  • Анализ и обобщение результатов проекта.
  • Презентация проекта.