(РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ИГР С РЕБЕНКОМ ДОМА)

Уважаемые родители! Мы предлагаем вам практический материал для организации игр и занятий с ребенком дома, а также рекомендации по организации домашней среды, которая способствует развитию ребенка, обогащению его жизненного опыта, становлению его самостоятельности и ответственности.

Развивающая среда – это все те игрушки и игры, которые находятся в пределах досягаемости ребенка и важны именно для этого возраста ребенка или чуть-чуть опережают его реальные возможности. Содержание игр могут подсказать педагоги детского сада. Нерационально предлагать малышу 2-3 лет радиоуправляемый самолет, а 6-7-летнему – пирамидку. В среду входит обстановка помещения, удобная для ребенка (низкие полочки, столы, обстановка кукольной комнаты, уголок рисования, ковролин на стене и т.д.), в которой размещаются карандаши, листы бумаги, пластилин, «липучки» и т.д.

В комнате все должно быть доступно взгляду ребенка. Ребенка может заинтересовать только то, что он видит, так как «вспомнить» о большинстве игрушек, если они спрятаны в закрытые шкафы, он не может, поэтому и не играет.

Очень часто мы, родители, стараемся по старинной традиции покупать кукол, машинки и пистолеты для наших детей. Это правильно. Однако мы забываем о существовании огромного количества игр, заставляющих ребенка думать, самостоятельно принимать решения, проявлять усердие. Это так называемые развивающие игры, с которыми ребенок не может научиться играть самостоятельно. В них нужен партнер (сначала взрослый, затем сверстник), чтобы научить ребенка сотрудничать, договариваться, держать свое слово. Взрослый первый показывает правила игры и учит соблюдать их, поощряет ребенка за успех, тем самым непринужденно развивая память, внимание, мышление.

Мы приводим вам некоторые игры, в которые полезно играть с детьми дома. Это игры с природным, бросовым материалом, бумагой, тканью, бытовыми предметами-орудиями, игры, направленные на сенсорное развитие, конструктивные игры и сюжетно-ролевые игры.

Играя в эти игры, необходимо задавать вопросы «Что это?», «Какой он?», «Где звучит?» и т.п.. В результате у ребенка возникает способность выделять основные признаки предметов с помощью различных органов чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, кинестетического восприятия), дифференцировать их, соотносить со словом.

Внимание ребенка необходимо привлекать к функциональным и пространственным свойствам окружающих предметов (форме, отношениям по величине и расположению) и цвету, необходимо обучать действовать с учетом этих свойств, сравнивать объекты по данным признакам, находить сходство и различие, объединять в группы.

 

Игры с природным материалом

 

Играя в эти игры,

- ребенка можно познакомить с различным природным материалом и его свойствами (вода горячая, холодная; песок сыпучий, сухой, мокрый; шишки «колючие», желуди гладкие и т. п.);

- учить ребенка использовать орудия и предметы для достижения цели, например, выловить ракушку сачком из воды, пересыпать песок совком, манку ложкой и т. п. из одной емкости в другую и др.;

- развивать у ребенка познавательные функции руки: координацию движения обеих рук со зрительным прослеживанием (захват, удерживание, приближение, поворачивание, вкладывание и т. п.);

-формировать у ребенка представления о количестве: много, мало, пусто; один — много;

- пробуждать у ребенка речевую активность в процессе игр с природным материалом;

- пробуждать у ребенка стремление действовать вместе со взрослым и наблюдать за преобразованием природного материала.

Оборудование и материалы, которые необходимы для таких игр:

                    водонепроницаемые деревянные (пластмассовые) ящики (средний размер 60 х 80 х 10 см);

                    разноцветные пластмассовые ванночки, тазы, подносы разных размеров (большие, средние, маленькие);

                    чистый просеянный песок, не слишком круп­ый или мелкий; он может быть прокален в духовом шкафу;

                    прозрачные емкости или емкости с доступной пониманию детей маркировкой, в которых можно хранить сыпучие материалы (манка, песок, фасоль, рис, ракушки, камешки и т. п.);

                    натуральные предметы домашнего обихода: разноцветные пластмассовые, деревянные, металлические кувшины, миски, ложки, кастрюли трех-четырех размеров;

— совочки, формочки, миски, ведра, флажки, цветы и т. п.;

— емкость (по типу аквариума);

— сачки, сита различных размеров, ковшики и лейки;

— прозрачные пластмассовые пузырьки, банки и т. п.;

— игрушечные удочки с магнитами;

— мелкие пластмассовые игрушки с магнитами (рыбки, шарики и т. п.);

— мелкие резиновые, бумажные, пластмассовые, пенопластовые игрушки, изображающие людей, животных,              насекомых, растения, птиц, транспорт, различные строения и т. п.

Примерный перечень игр с природным материалом:

Игры-экспериментирования: «Налей воду в кастрюли», «Пускаем кораблики в глубоком и мелком озере» (используются разные тазы), «Плавает и тонет», «Ловля рыбок», «Насыпь песок в чашки», «Следы на песке», «Следы на полу», «Наполни водой (песком, мелкими шариками из бумаги, фасолью и т. п.) большой и маленький кувшин», «Игра с уточками в тазу», «Игра с корабликами в бассейне», «Печем куличи», «Моем кукол», «Плавающие листья и цветы, шишки», «Лепим конфеты», «Печем пирожки», «Разноцветные колобки» и т. п.

Для игр можно изготовить специальное тесто с пищевыми красителями (срок хранения не более 2 суток), а также используют различные пластичные материалы — цветную глину, пат (смесь муки, соли и воды, взятых в равных соотношениях).

 

Игры с бросовым материалом, бумагой и тканью

Играя с ребенком в такие игры,

- у ребенка формируются представления об игровых действиях с бумагой, тканью и разнообразным бросовым материалом, который можно использовать в игровых целях (скорлупки грецких орехов, яиц, баночки из-под различных продуктов питания и т. п.);

- ребенка можно познакомить с наиболее характерными особенностями бумаги (на ней можно рисовать, в нее можно заворачивать, она рвется, не тонет в воде и т. п.); с наиболее характерными особенностями ткани (ее можно намочить и отжать, протирать ею поверхности, можно складывать, сворачивать, завязывать в узелок, из нее можно шить и т. п.; можно учить узнавать материалы зрительно, на ощупь и по характерным звукам, производимым в момент действий с ним;

- у ребенка можно развивать представления о величине и количестве: много — мало (скорлупок и т. д.), большая — маленькая (баночка и т. д.);

- можно развивать воображение в процессе использования различных бросовых материалов (скорлупок, баночек и т. п.), ткани и бумаги.

Оборудование и материалы:

Для игр с бумагой, тканью, бросовым материалом можно использовать:

                    специальный стол или пространство пола, покрытое линолеумом или пластиком, желательно светлым, однотонным;

                    разноцветные пластмассовые подносы;

                    прозрачные емкости или емкости с доступной пониманию ребенка маркировкой, в которых хранятся бросовые материалы (скорлупа орехов, яиц, баночки из-под различных продуктов питания, коробки, пакеты и т. п.);

                    прозрачные пластмассовые пузырьки, металлические и пластмассовые баночки и т. п.;

                    бумага разной фактуры и плотности;

                    наборы ткани разной фактуры и цвета;

                    мелкие резиновые, пластмассовые и сделанные из бумаги и ткани игрушки.

Примерный перечень игр:

Игры-упражнения и игры-экспериментирования: «Бумажные капельки», «Салют из конфетти», «Что в баночке лежит» (наполнение железных и пластиковых сосудов), «Следы на бумаге», «Яичная скорлупка», «Шарики из скорлупы (бумаги и т. п.)», «Шумит и шелестит» (бумага, целлофановые пакеты, фольга и т. п.), «Разноцветные дорожки» (рваная аппликация), «Протрем подносы», «Мокрая и сухая тряпочка», «Разные куколки» (куклы из ткани, бумаги, природного и бросового материала), «Что можно сделать из ..?», «Елочные игрушки» и др.

 

Игры с бытовыми предметами

Играя в такие игры, вы познакомите ребенка с назначением и способами использования бытовых предметов (различной посудой и другой кухонной утварью, инструментами т.д.); научите ребенка пользоваться реальными бытовыми предметами в соответствии с игровым замыслом по подражанию действиям взрослого, по образцу его действий и по словесной просьбе взрослого; научите ребенка существлять поиск вспомогательных бытовых предметов для игровой ситуации, ориентируясь на их функциональные свойства; разовьете у ребенка элементарные математические пред­ставления в процессе игр: много — мало (воды и т. д.), пусто, большая — маленькая (кастрюля, чашка, кухонная прихватка и т. д.);

Оборудование и материалы:

— кухонный стол, подобранный по росту ребенка;

— кастрюли трех размеров;

— пластмассовая посуда (чашки, блюдца, тарелки, стаканы, кувшины, ложки), используемая в быту;

— разноцветные подносы;

— деревянная посуда однотонная и с различной росписью (миски, ложки и т. п.);

— пластмассовые вазочки-контейнеры в форме груши, яблока, шара и т. п.;

— муляжи овощей и фруктов натурального размера, выполненные из пластмассы, папье-маше и т. п.;

— фартук, кухонные прихватки различного размера и цвета, с картинками, знакомыми детям, и т. п.;

- салфетки из пластика, ткани, соломки и т. п.

Примерный перечень игр

Игры-упражнения: «Накроем кастрюли крышками», «Донесем кастрюли до плиты» (использование прихваток), «Разложим посуду на подносы», «Чашки и ложки», «Мамин стол», «Принесем Мишке овощи и фрукты в корзине», «Этажерка с посудой», «Протираем салфетки» (пластиковые салфетки), «Украсим стол для деток», «Поднос с чашками» и т. п.

Игры-экспериментирования: «Пустые и полные кастрюли», «Пустые и полные вазочки (корзинки)», «Наливаем чай в чашки», «Наливаем суп в тарелку», «Если кастрюли горячие...», «Несем кастрюлю вдвоем», «Возьми у меня пустой (полный воды) тазик и т. п.» и др.

 

Игры, направленные на сенсорное развитие

 

Для игр на сенсорное развитие дома необходимо иметь:

наборы кубиков (пластмассовых, деревянных) разного цвета и размера;

мисочки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек;

шарики (пластмассовые, резиновые, деревянные) разного размера и цвета;

мячи разного цвета и размера (большие и маленькие, легкие и тяжелые);

— гирлянды, бусы разной формы, размера, цвета (в разном сочетании: одной формы, одинакового размера, но разного цвета; две формы разного размера и одного цвета и т. п.);

— кольца для надевания на руки, на стержни, шарики и кубики с дырочками для надевания на пальцы, для соединения с помощью палки;

— коробки, бочки-вкладыши типа матрешки разных размеров;

— коробки и ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических форм;

шароброс с шарами двух размеров;

— тележки со съемными фигурками, палочка с кольцом на конце и без него для приближения тележки;

внутренние и внешние трафареты;

— игрушки с крепящимися деталями, прищепки
и основа для них (контур елки, круг-солнце, основа для туловища бабочки, корзинка и др.);

картинки с изображением человека в движении, покое, труде, занимающегося спортом, и пр.;

комплекты картинок с изображением различных эмоциональных состояний человека (радости, печали, горя);

Примерный перечень игр

«Посмотри и назови», «Цветные фоны», «Одинаковые игрушки», «Предметы и картинки», «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками», «Закрой коробочки разной формы», «Найди такую кляксу», «Что нарисовано?», «Что он делает?», «Гаражи и машины» (разной величины), «Закрой коробочки разной величины», «Матрешки», «Пирамидки», «Гриб под елкой» (елки и грибы разной величины), «Далеко и близко», «Достань колечко», «Дорожка длинная и дорожка короткая к домику», «Составь гирлянды» (бусы из форм разной - величины и цвета в разном сочетании: одной формы, одинакового размера, но разного цвета; две формы разного размера и одного цвета и т. п.), «Собери колечки» и т. п.

Игра «Сделай картинку»

Цель. Учить ребенка видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.

Оборудование. Несколько досок (картонных прямоугольников). Первая доска имеет прорези, соответствующие изображениям елочки (три треугольника), девочки (круг и треугольник, ноги и руки нарисованы), поезда (паровоз и вагон: паровоз состоит из большого прямоугольника, маленького треугольника—трубы и двух кругов; вагон— из маленького прямоугольника и двух кругов); фигурки (треугольники, круги, прямоугольники), по форме соответствующие прорезям на доске.

Вторая доска с прорезями в форме неваляшки (четыре части — три круга разных размеров и овал), клоуна (шесть частей — пять овалов разных размеров, круг и треугольник), Чебурашки (шесть частей — пять овалов разного размера, круг, уши нарисованы на доске); геометрических фигурок, соответствующих изображениям.

Ход игры. Вначале взрослый дает ребенку фигурки только к одному изображению и предлагает угадать, что из них можно сложить. Побуждает его к пробам и примериванию. В дальнейшем можно давать весь материал, но при затруднениях надо снова перейти к ограниченному количеству изображений.

Игра «Ищи и находи»

Цель. Учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию (круглые, квадратные, треугольные, овальные, прямоугольные), развивать внимание и запоминание.

Оборудование. Игрушки разной формы.

Ход игры. Взрослый заранее раскладывает в комнате на видных местах предметы и игрушки разной формы и говорит: «Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в нашей комнате, найди и принеси мне на стол». Когда ребенок принесёт предметы, вместе рассмотрите принесенные предметы и оцените результат выполнения задания. Игра повторяется, ребенок ищет предметы другой формы.

Игра «Лото» (определение предмета по величине)

Цель. Учить определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом.

Оборудование. Большие карточки с изображением двух предметов, каждый представлен двумя величинами (большой и маленький); предметы расположены на карточках по-разному (например: большой дом, маленький дом, маленькое дерево, большое дерево; маленькая машина, маленький мяч, большая машина, большой мяч и т.п.), карточки с изображением отдельных предметов (больших и маленьких).

Ход игры. Взрослый дает ребенку большие карточки и по одной карточке-образцу, спрашивая: «У кого такая?» Ребенок должен не просто узнать предмет, а соотнести изображения предметов по величине, т. е. правильно наложить большой предмет на большой, маленький на маленький. После этого закрепляют результат в слове: «Правильно, это большой дом».

В дальнейшем задание усложняется: на карточках изображены разнородные и разные по величине предметы. По мере усвоения игры ребенку дают не одну, а 2—3 карточки.

 

 

 

 

Игра «Комната для трех медведей»

Цель. Учить ребенка осуществлять выбор и соотнесение величин предметов по словесному определению, действовать в соответствии со словесной инструкцией; учить пользоваться в игровой ситуации предметами-заменителями; продолжать знакомить со сказкой «Три медведя».

Оборудование. Предметы-заменители — картонные геометрические   формы   разной   величины   (длинный   прямоугольник —«стол», квадраты трех величин — «стулья», круги трех величин —«тарелки», половинки овалов трех величин — «чашки»), картонные фигурки трех медведей.

Ход игры. Играющие располагаются вокруг маленького стола. Рядом со взрослым на другом стуле лежит под салфеткой оборудование для игры. «Помнишь, я расссказывала тебе сказку про трех медведей,— говорит взрослый.— Они приходили к нам в гости. Самый большой, его звали Михайло Иванович, поменьше — медведица, ее звали Настасья Петровна, а самый маленький медвежонок Мишутка. Сегодня мы построим для них комнату и опять позовем их в гости. (Достает из-под салфетки картонный прямоугольник, кладет на середину стола.) Это будет стол для трех медведей. Около него нужны стулья. (Достает три квадрата и вперемешку выкладывает на стол.) Кто расставит стулья около стола так, как я скажу? Вот тут самый большой стул — для Михайло Ивановича. (Ребенок берет большой квадрат и ставит на указанное место.) Вот тут стул поменьше — для Настасьи Петровны. (Ребенок кладет соответствующий квадратик.) Тут самый маленький стул — для Мишутки». (Ребенок кладет маленький квадрат). Затем ребенок раскладывает тарелки-кружки. Взрослый уже не указывает, на какое место их ставить, а просто говорит: «Расставь тарелки так: самую большую — Михайло Ивановичу, поменьше — Настасье Петровне, а самую маленькую — Мишутке». Если ребенок кладет круги не на прямоугольник, взрослый напоминает, что это у медведей стол. Потом ребенок расставляет чашки. Ребенок зовет медведей, те приходят, благодарят. Каждый медведь узнает свой стул, свою тарелку и чашку.

Игра «Цветные кубики»

Цель. Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию.

Оборудование. Крупные пластмассовые кубики по два каждого цвета (красные, желтые, белые, синие, голубые, зеленые)

Ход игры. Взрослый расставляет перед собой и ребенком по 3—4 парных кубика, обращая внимание ребенка на их одинаковость: «Тебе такой, мне такой, тебе такой, мне такой...» Затем предлагает построить красивые одноцветные башни, показывает, как это делать. Момент постройки обыгрывает: берет сначала свой красный кубик, ставит на желтый и тут же выражает недовольство («не такой»), переставляет на красный, проводит по кубикам рукой сверху вниз, подчеркивая их однородность. Таким же образом устанавливает другие кубики. Затем просит ребенка сделать то же самое. При необходимости помогает. Ребенок строит башни 2—3 раза. По окончании взрослый хвалит его.

Игра «Спрячь мышку от кошки»

Цель. Учить ребенка различению цветов, подбирать одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой; учить ориентироваться на цвет как на значимый признак; закреплять эмоционально-положительное отношение к игре; продолжать знакомить с названиями цветов.

Оборудование. Плоскостные домики из картона, окрашенныев разные цвета (основные) или обклеенные цветной бумагой, с прорезями для дверей; с обратной стороны домиков (к основной части) приклеиваются сверху и снизу картонные рейки так, чтобы между ними перемещалась (в виде задвижки) полоска картона с наклеенными дверями тех же цветов, что и домики; игрушечная кошка и плоскостные изображения мышек   (см. вклейку).

Ход игры. На столе разложены три-четыре домика разных цветов и на некотором расстоянии вперемешку двери к ним. Появляется мышка, она пищит и просит спрятать ее от кошки. Взрослый прячет мышку в один из домиков и объясняет, что надо закрыть дверь, а то кошка найдет мышку. Обыгрывает этот момент: берет одну из дверей (цвет не подходит) и прикладывает к домику. Затем ищет дверь такого же цвета, как дом. Наконец находит дверь нужного цвета, закрывает мышку и обращает внимание на то, что двери не видно: она слилась с домиком. Выбегает кошка, бегает вокруг домика, ищет мышку, но не находит. Появляется другая мышка. Ее прячет ребенок. Игра повторяется.

В конце взрослый говорит, что ребенок хорошо спрятали мышек, правильно подобрал двери к домикам — все домики и двери одинаковые.

При повторном проведении игры используются домики другого цвета. Можно применять в окраске домиков незнакомые ребенку цвета и оттенки. Дома располагаются не в ряд, а в случайном порядке.

Игра «Найди свою игрушку в мешочке»

Цель: Учить ребенка узнавать на ощупь знакомые предметы, не просто держать предмет в руках, а ощупывать, передвигая ладонь и пальцы по предмету.

Оборудование. Игрушки резко различной формы, величины, фактуры, непрозрачный мешочек — «чудесный мешочек» с завязкой, в который складываются предметы-игрушки.

Ход игры. Взрослый дает ребенку игрушки и предлагает поиграть с ними. Через некоторое время показывает «чудесный мешочек», говорит, что в него можно спрятать игрушки, а потом найти их. Предлагает положить игрушки в мешочек. Затягивает шнурок, трясет мешочек и просит ребенка найти какую-нибудь игрушку, не заглядывая в мешочек. Если ребенок правильно выбрал игрушку (ощупывает одной рукой), он называет ее сам или с помощью взрослого. Если же игрушка выбрана неверно, взрослый кладет ее обратно в мешочек и достает нужную. Рассматривает и ощупывает игрушку вместе с ребенком, учит его этому методу, показывая, как передвигать пальцы по предмету, обращая внимание на форму, величину, фактуру, части предмета. Затем ищут другую игрушку.

 

Игра «Достань кукле шарик»

Цель. Учить ребенка анализировать условия практической задачи; использовать вспомогательные средства в тех случаях, когда они не имеют фиксированного назначения.

Оборудование. Кукла, два шарика, стул.

Ход игры. Взрослый играет с куклой и шариком, а ребенок наблюдает. Затем взрослый просит ребенка достать другой шарик со шкафа и поиграть с куклой. Шарик положен на шкаф так, чтобы, стоя на полу, ребенок не смог достать его. Он должен догадаться использовать стул, находящийся в поле зрения ребенка. Если ребенок не догадается этого сделать, то взрослый помогает ему проанализировать условия: «Рукой можешь достать шарик? Подумай, что тебе поможет в этом. Что нужно взять?» — жестом указывает на стул. Если и после этого ребенок не выполняет задания, можно показать и тут же объяснить, для чего берется стул. В конце взрослый педагог уточняет: «Шарик находился высоко. Ты взял стул, он помог тебе достать шарик».

Игра «Достань мишке мячик»

Цель. Продолжать ребенка учить анализировать условия практической задачи, использовать орудия в тех случаях, когда они не имеют фиксированного назначения и способ действия не предусматривается.

Оборудование. Мишка, мячик, палка.

Ход игры. Взрослый , играя с мишкой в мячик, закатывает мячик под шкаф так, что рукой ребенок не может достать его. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался использовать палку, которая находится в поле его зрения. Если он не сделает этого, то взрослый помогает проанализировать условия: «Мяч далеко. Найди, чем можно его достать. Подумай. (При этом указывает жестом на палку и обобщает действия.) Мы не могли рукой достать мяч. Поискали и нашли палку. Мы достали мяч палкой». В конце взрослый обобщает: «Если рукой достать нельзя, надо искать, что поможет».

Игра «Достань машинку»

Цель. Учить ребенка анализировать условия практической задачи; учить искать орудия в окружающей обстановке, используя их для достижения цели; формировать согласованность действий рук.

Оборудование. Заводная машинка, палка.

Ход игры. Взрослый заводит машинку, и она как бы «случайно» заезжает под шкаф так, что ребенок не может достать ее рукой. Взрослый просит его достать машинку и поиграть с ней. Ребенок должен решить практическую задачу: использовать для этой цели палку, которой нет в поле зрения ребенка (палка на подоконнике). Если ребенок пытается доставать игрушку рукой, не надо останавливать его, пусть он убедится, что нельзя достать игрушку рукой.   Затем   взрослый   говорит:   «Давай   поищем,   что тебе   поможет достать машинку». При необходимости указывает на палку, говорит: «Посмотри, может быть, там есть то, что тебе необходимо». Если и при этом ребенок затрудняется выполнить действие, взрослый предлагает взять палку, попробовать достать ею машинку. В конце игры взрослый напоминает ребенку: «Надо всегда искать какой-либо предмет, который поможет достать игрушку».

 

Конструктивные игры

Игры с различными конструкторами имеют большое развивающее значение для развития детей. Ребенок учится создавать различные постройки. А взрослый учит этому ребенка следующим образом: например, ребенок прикрепляет окна и двери к построенному дому или вокруг достроенного дома располагает деревья, песочницы и пр., «расстилает» тротуары, дороги, по которым едут игрушечные машины. После того, как постройка готова её можно обыграть.

Играя со строителем, у детей формируются пространственные представления (вперед — назад, впереди — сзади, рядом, около, близко — далеко, дальше — ближе, наверху — внизу и пр.).

С помощью конструктивных игр можно учить ребенка группировать по двум образцам детали строительных наборов, например, кубики и палочки, бруски и кирпичики, пластины и треугольные призмы — крыши.

Познакомьте ребенка с названиями основных деталей строительных наборов, научите выделять деталь по названию, поощряйте самостоятельное называние деталей конструктора (кубик, брусок, кирпичик, пластина, треугольная призма – крыша).

Оборудование и материалы:

ковровое покрытие (однотонное, с рисунками дороги, улиц и т. п.);

крупный деревянный или пластмассовый строитель;

конструктор по типу Lego-duplo;

настольный деревянный конструктор — строительные наборы, состоящие из кубиков, брусков, пластин, кирпичиков и т. п.;

Примерный перечень игр

«Построим башню: кубик на кубик», «Построй дорожку для машины из пластин», «Стол и стул для матрешки», «Забор из кирпичиков и кубиков», «Скамеечка для зайки», «Игры с кубами», «Спрячь матрешку в домик», «Домик для собачки», «Разные домики», «Машина в гараже», «Забор из больших и маленьких палочек» и др.

Как только ребенок научится строить башни, дорожки для машин, заборчики, скамеечки, домики и т.д., можно предлагать более сложные задания. Например, игры и упражнения на группировку элементов строительных наборов (кубиков, брусков, пластин, треугольных призм) по двум-трем образцам, соот­несение их с плоскостными фигурами (квадратом, прямоугольником, треугольником).

Дети строят по подражанию взрослым разнообразные гаражи, ворота, заборы, мебель для куклы (стол, кроватка, диван, стул).

Можно учить строить различные здания по подражанию, а затем по образцу (жилой дом-башня с одним входом, детский сад — невысокий, длинный, с несколькими входами, магазин). Можно построить улицу после предварительного наблюдения («Улица. Вдоль улицы ряд домов, по улице едут машины. Забор с воротами, машины проез­жают в ворота, въезжают в гараж»).

Играйте с ребенком со сборно-разборными игрушками (куклы, животные), учите разбирать и соединять части в целое.

Учите ребенка складывать разрезные картинки из 3—6 частей с использованием приема накладывания на образец и по образцу (игрушки, овощи, фрукты, животные).Делайте это вместе.

Конструируйте из палочек по подражанию и образцу (дома, окошки, солнышко, заборчики, во­рота и т. п.).

Создавайте картины из плоскостных элементов (готовых вырезанных из бумаги или картона объектов: людей, животных, растений, транспорта и т.д.)

 

Сюжетно-ролевые игры

 

Очень важно играть с детьми в так называемые сюжетно – ролевые игры. В детской выделите место для таких игр, где сделайте кукольный уголок, который оформите в виде кукольной квартиры (кухня и комната) со всеми необходимыми для этого атрибутами: в кухне – шкаф для посуды, плита для приготовления пищи, холодильник, посудомоечная машина, посуда, игрушечные продукты, кукольные стол и стулья; в комнате – кровать с постельными принадлежностями, диван, кресла, телевизор, столик, шкаф, предметы одежды куклы в разные сезоны и т.д. Наполнение кукольного уголка связывается с различными игровыми ситуациями.

На ковре можно создать игрушечный гараж для различных машинок (большого, среднего и маленького размера), любимые ребенком мишки, зайки, собачки и другие игрушки расположите на специальных стеллажах, в доступном для него месте.

 

Начинать учить ребенка игре нужно с игр с куклой. Сначала познакомьте ребенка с куклой. Важно сформировать особое отношение к кукле как к ребенку (игровому заместителю человека): научите ребенка говорить ласковые слова кукле, заглядывать в глаза, поглаживать по головке и т. п.; познакомьте с предметами, необходимыми для игры с куклой (предметы одежды, посуды, мебели), научите их показывать и называть (мимикой, жестами, словами).

Вы можете научить ребенка выполнять совместные с вами игровые действия, по подражанию действиям и по вашей словесной просьбе. Стимулируйте первоначальное ассоциирование собственных действий ребенка с действиями взрослых («я — мама (папа), это моя дочка» и т. п.). Научите различать кукол по одежде и прическе («дай такую же...»); научите различать игрушки по цвету, величине («дай, найди такую же...»).

Примерные игры с куклой:

«Познакомимся с Аней», «Кукла Аня играет и отдыхает», «Кукла Аня танцует и поет», «Кукла Аня ходит», «Во что одета кукла Аня», «Кукла Аня и кукла Ваня», Катаем кукол в колясках», «Моем руки Ане», «Купание куклы Ани», «Угостим Аню чаем», «Поим кукол чаем», «Комната для Ани»; «Накормим Аню обедом», «Кормим кукол обедом», «Укладывание Ани спать», «Завтрак куклы Маши», «У нас в гостях кукла Катя», «Кукла Катя хочет спать», «Постелим куклам кроватки», «Укачаем куклу (мишку, кошечку, собачку и т. п.)»» «Уложим куклу (мишку, кошечку, собачку и т. п.) спать», «Кукла Катя проснулась», «Прогулка с любимыми куклами и мишками», «Стирка одежды», «Кукла Аня и кукла Катя уряжают елку», «Разговариваем по телефону с Дедом морозом», «Куклы ждут Деда Мороза», «Новогодний праздник», «Оденем кукол на прогулку», «Поделись игрушкой с другом», «Вместе делаем игрушки», «Купаемся и загораем с куклами на речке», «Прогулка за грибами», «Собираем шишки для белок», «Поездка в поезде», «Поездка на автобусе», «Поездка на поезде в осенний лес», «Поездка на поезде в зимний лес», «Летнее путешествие на поезде», «Путешествие с куклами к ручейку», «Купаемся и загораем с куклами и собачкой на речке», «Поездка на автобусе в кукольный театр», «Поездка на автобусе в гости к кукле Ане» и др.

От игр с куклой можно перейти к истинно сюжетно-ролевым играм (по возможностям ребенка):

Игра «Дочки-матери»

Возможные варианты развития сюжетов игры: «У нас в гостях кукла Катя», «Кукла хочет спать», «Завтрак куклы Маши», «День рождения медвежонка», «Прогулка малышей», «Купание малышей-голышей», «Стирка», «Праздник елки», «Оденем доченьку на прогулку», «Кукла Катя проснулась», «Поездка в гости на автобусе».

Игра «Семья»

Возможные варианты развития сюжетов игры: «Утро в семье», «Обед в семье», «Вечер в семье», «Выходной день в семье», «В семье заболел ребенок», «Помогаем маме стирать белье», «Большая уборка дома», «К нам пришли гости», «День рождения дочки».

Игра «Автобус»

Возможные варианты развития сюжетов игры: «Строим автобус», «Учимся водить автобус», «Едем в школу», «Едем в парк», «Катаемся по городу», «Едем в гости», «Едем в театр».

Игра «Магазин»

Возможные варианты развития сюжетов игры: «Овощной магазин», «Продуктовый магазин», «Магазин игрушек», Хлебный магазин», «Магазин одежды».

Игра «Парикмахерская» Возможные варианты развития сюжетов игры: «Мама ведет дочку в парикмахерскую (игры с куклой)», «Папа ведет сына в парикмахерскую (игры с куклой)», «Едем на автобусе в парикмахерскую», «Делаем прически к празднику» и т. п.

Игра «Доктор»

Возможные варианты развития сюжетов игры: «На приеме у врача в медицинском кабинете», «Кукла Катя заболела», «Осмотр у врача», «В процедурном кабинете», «На приеме у врача в поликлинике», «Мама вызывает врача на дом», «Врачи "скорой помощи" едут лечить Катю», «Скорая помощь увозит Катю в больницу» и т. п.

ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ, ИГРАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ! ТОЛЬКО ИГРА ПОМОЖЕТ ВАМ ПОНЯТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА, ПОМОЖЕТ ВОСПИТАТЬ ЕГО УМНЫМ, ДОБРЫМ И СЧАСТЛИВЫМ!!!

Уважаемые родители! Мы предлагаем вам практический материал для организации игр и занятий с ребенком дома, а также рекомендации по организации домашней среды, которая способствует развитию ребенка, обогащению его жизненного опыта, становлению его самостоятельности и ответственности.

Развивающая среда – это все те игрушки и игры, которые находятся в пределах досягаемости ребенка и важны именно для этого возраста ребенка или чуть-чуть опережают его реальные возможности. Содержание игр могут подсказать педагоги детского сада. Нерационально предлагать малышу 2-3 лет радиоуправляемый самолет, а 6-7-летнему – пирамидку. В среду входит обстановка помещения, удобная для ребенка (низкие полочки, столы, обстановка кукольной комнаты, уголок рисования, ковролин на стене и т.д.), в которой размещаются карандаши, листы бумаги, пластилин, «липучки» и т.д.

В комнате все должно быть доступно взгляду ребенка. Ребенка может заинтересовать только то, что он видит, так как «вспомнить» о большинстве игрушек, если они спрятаны в закрытые шкафы, он не может, поэтому и не играет.

Очень часто  мы, родители, стараемся по старинной традиции покупать кукол, машинки и пистолеты для наших детей. Это правильно. Однако мы забываем о существовании огромного количества игр, заставляющих ребенка думать, самостоятельно принимать решения, проявлять усердие. Это так называемые развивающие игры, с которыми ребенок не может научиться играть самостоятельно. В них нужен партнер (сначала взрослый, затем сверстник), чтобы научить ребенка сотрудничать, договариваться, держать свое слово. Взрослый первый показывает правила игры и учит соблюдать их, поощряет ребенка за успех, тем самым непринужденно развивая память, внимание, мышление.

Мы приводим вам некоторые игры, в которые полезно играть с детьми дома. Это игры с природным, бросовым материалом, бумагой, тканью, бытовыми предметами-орудиями, игры, направленные на сенсорное развитие, конструктивные игры и сюжетно-ролевые игры.

Играя в эти игры, необходимо задавать вопросы «Что это?», «Какой он?», «Где звучит?» и т.п.. В результате у ребенка возникает способность выделять основные признаки предметов с помощью различных органов чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, кинестетического восприятия), дифференцировать их, соотносить со словом.

Внимание ребенка необходимо привлекать к функциональным и пространственным свойствам окружающих предметов (форме, отношениям по величине и расположению) и цвету, необходимо обучать действовать с учетом этих свойств, сравнивать объекты по данным признакам, находить сходство и различие, объединять в группы.

 

Игры с природным материалом

 

Играя в эти игры,

- ребенка можно познакомить с различным природным материалом и его свойствами (вода горячая, холодная; песок сыпучий, сухой, мокрый; шишки «колючие», желуди гладкие и т. п.);

- учить ребенка использовать орудия и предметы для достижения цели, например, выловить ракушку сачком из воды, пересыпать песок совком, манку ложкой и т. п. из одной емкости в другую и др.;

- развивать у ребенка познавательные функции руки: координацию движения обеих рук со зрительным прослеживанием (захват, удерживание, приближение, поворачивание, вкладывание и т. п.);

-формировать у ребенка представления о количестве: много, мало, пусто; один — много;

- пробуждать у ребенка речевую активность в процессе игр с природным материалом;

- пробуждать у ребенка стремление действовать вместе со взрослым и наблюдать за преобразованием природного материала.

Оборудование и материалы, которые необходимы для таких игр:

                    водонепроницаемые деревянные (пластмассовые) ящики (средний размер 60 х 80 х 10 см);

                    разноцветные пластмассовые ванночки, тазы, подносы разных размеров (большие, средние, маленькие);

                    чистый просеянный песок, не слишком круп­ый или мелкий; он может быть прокален в духовом шкафу;

                    прозрачные емкости или емкости с доступной пониманию детей маркировкой, в которых можно хранить сыпучие материалы (манка, песок, фасоль, рис, ракушки, камешки и т. п.);

                    натуральные предметы домашнего обихода: разноцветные пластмассовые, деревянные, металлические кувшины, миски, ложки, кастрюли трех-четырех размеров;

— совочки, формочки, миски, ведра, флажки, цветы и т. п.;

— емкость (по типу аквариума);

— сачки, сита различных размеров, ковшики и лейки;

— прозрачные пластмассовые пузырьки, банки и т. п.;

— игрушечные удочки с магнитами;

— мелкие пластмассовые игрушки с магнитами (рыбки, шарики и т. п.);

— мелкие резиновые, бумажные, пластмассовые, пенопластовые игрушки, изображающие людей, животных,               насекомых, растения, птиц, транспорт, различные строения и т. п.

Примерный перечень игр с природным материалом:

Игры-экспериментирования: «Налей воду в кастрюли», «Пускаем кораблики в глубоком и мелком озере» (используются разные тазы), «Плавает и тонет», «Ловля рыбок», «Насыпь песок в чашки», «Следы на песке», «Следы на полу», «Наполни водой (песком, мелкими шариками из бумаги, фасолью и т. п.) большой и маленький кувшин», «Игра с уточками в тазу», «Игра с корабликами в бассейне», «Печем куличи», «Моем кукол», «Плавающие листья и цветы, шишки», «Лепим конфеты», «Печем пирожки», «Разноцветные колобки» и т. п.

Для игр можно изготовить специальное тесто с пищевыми красителями (срок хранения не более 2 суток), а также используют различные пластичные материалы — цветную глину, пат (смесь муки, соли и воды, взятых в равных соотношениях).

 

Игры с бросовым материалом, бумагой и тканью

Играя с ребенком в такие игры,

- у ребенка формируются представления об игровых действиях с бумагой, тканью и разнообразным бросовым материалом, который можно использовать в игровых целях (скорлупки грецких орехов, яиц, баночки из-под различных продуктов питания и т. п.);

- ребенка можно познакомить с наиболее характерными особенностями бумаги (на ней можно рисовать, в нее можно заворачивать, она рвется, не тонет в воде и т. п.); с наиболее характерными особенностями ткани (ее можно намочить и отжать, протирать ею поверхности, можно складывать, сворачивать, завязывать в узелок, из нее можно шить и т. п.; можно учить узнавать материалы зрительно, на ощупь и по характерным звукам, производимым в момент действий с ним;

- у ребенка можно развивать представления о величине и количестве: много — мало (скорлупок и т. д.), большая — маленькая (баночка и т. д.);

- можно развивать воображение в процессе использования различных бросовых материалов (скорлупок, баночек и т. п.), ткани и бумаги.

Оборудование и материалы:

Для игр с бумагой, тканью, бросовым материалом можно использовать:

                    специальный стол или пространство пола, покрытое линолеумом или пластиком, желательно светлым, однотонным;

                    разноцветные пластмассовые подносы;

                    прозрачные емкости или емкости с доступной пониманию ребенка маркировкой, в которых хранятся бросовые материалы (скорлупа орехов, яиц, баночки из-под различных продуктов питания, коробки, пакеты и т. п.);

                    прозрачные пластмассовые пузырьки, металлические и пластмассовые баночки и т. п.;

                    бумага разной фактуры и плотности;

                    наборы ткани разной фактуры и цвета;

                    мелкие резиновые, пластмассовые и сделанные из бумаги и ткани игрушки.

Примерный перечень игр:

Игры-упражнения и игры-экспериментирования: «Бумажные капельки», «Салют из конфетти», «Что в баночке лежит» (наполнение железных и пластиковых сосудов), «Следы на бумаге», «Яичная скорлупка», «Шарики из скорлупы (бумаги и т. п.)», «Шумит и шелестит» (бумага, целлофановые пакеты, фольга и т. п.), «Разноцветные дорожки» (рваная аппликация), «Протрем подносы», «Мокрая и сухая тряпочка», «Разные куколки» (куклы из ткани, бумаги, природного и бросового материала), «Что можно сделать из ..?», «Елочные игрушки» и др.

 

Игры с бытовыми предметами

Играя в такие игры, вы познакомите ребенка с назначением и способами использования бытовых предметов (различной посудой и другой кухонной утварью, инструментами т.д.); научите ребенка пользоваться реальными бытовыми предметами в соответствии с игровым замыслом по подражанию действиям взрослого, по образцу его действий и по словесной просьбе взрослого; научите ребенка существлять поиск вспомогательных бытовых предметов для игровой ситуации, ориентируясь на их функциональные свойства; разовьете у ребенка элементарные математические пред­ставления в процессе игр: много — мало (воды и т. д.), пусто, большая — маленькая (кастрюля, чашка, кухонная прихватка и т. д.);

Оборудование и материалы:

— кухонный стол, подобранный по росту ребенка;

— кастрюли трех размеров;

— пластмассовая посуда (чашки, блюдца, тарелки, стаканы, кувшины, ложки), используемая в быту;

— разноцветные подносы;

— деревянная посуда однотонная и с различной росписью (миски, ложки и т. п.);

— пластмассовые вазочки-контейнеры в форме груши, яблока, шара и т. п.;

— муляжи овощей и фруктов натурального размера, выполненные из пластмассы, папье-маше и т. п.;

— фартук, кухонные прихватки различного размера и цвета, с картинками, знакомыми детям, и т. п.;

- салфетки из пластика, ткани, соломки и т. п.

Примерный перечень игр

Игры-упражнения: «Накроем кастрюли крышками», «Донесем кастрюли до плиты» (использование прихваток), «Разложим посуду на подносы», «Чашки и ложки», «Мамин стол», «Принесем Мишке овощи и фрукты в корзине», «Этажерка с посудой», «Протираем салфетки» (пластиковые салфетки), «Украсим стол для деток», «Поднос с чашками» и т. п.

Игры-экспериментирования: «Пустые и полные кастрюли», «Пустые и полные вазочки (корзинки)», «Наливаем чай в чашки», «Наливаем суп в тарелку», «Если кастрюли горячие...», «Несем кастрюлю вдвоем», «Возьми у меня пустой (полный воды) тазик и т. п.» и др.

 

Игры, направленные на сенсорное развитие

 

Для игр на сенсорное развитие дома необходимо иметь:

наборы кубиков (пластмассовых, деревянных) разного цвета и размера;

мисочки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек;

шарики (пластмассовые, резиновые, деревянные) разного размера и цвета;

мячи разного цвета и размера (большие и маленькие, легкие и тяжелые);

— гирлянды, бусы разной формы, размера, цвета (в разном сочетании: одной формы, одинакового размера, но разного цвета; две формы разного размера и одного цвета и т. п.);

— кольца для надевания на руки, на стержни, шарики и кубики с дырочками для надевания на пальцы, для соединения с помощью палки;

коробки, бочки-вкладыши типа матрешки разных размеров;

— коробки и ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических форм;

шароброс с шарами двух размеров;

тележки со съемными фигурками, палочка с кольцом на конце и без него для приближения тележки;

внутренние и внешние трафареты;

игрушки с крепящимися деталями, прищепки
и основа для них (контур елки, круг-солнце, основа для туловища бабочки, корзинка и др.);

картинки с изображением человека в движении, покое, труде, занимающегося спортом, и пр.;

комплекты картинок с изображением различных эмоциональных состояний человека (радости, печали, горя);

Примерный перечень игр

«Посмотри и назови», «Цветные фоны», «Одинаковые игрушки»,  «Предметы и картинки», «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками», «Закрой коробочки разной формы», «Найди такую кляксу», «Что нарисовано?», «Что он делает?», «Гаражи и машины» (разной величины), «Закрой коробочки разной величины», «Матрешки», «Пирамидки», «Гриб под елкой» (елки и грибы разной величины), «Далеко и близко», «Достань колечко», «Дорожка длинная и дорожка короткая к домику», «Составь гирлянды» (бусы из форм разной - величины и цвета в разном сочетании: одной формы, одинакового размера, но разного цвета; две формы разного размера и одного цвета и т. п.), «Собери колечки» и т. п.

Игра «Сделай картинку»

Цель. Учить ребенка видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.

Оборудование. Несколько досок (картонных прямоугольников). Первая доска имеет прорези, соответствующие изображениям елочки (три треугольника), девочки (круг и треугольник, ноги и руки нарисованы), поезда (паровоз и вагон: паровоз состоит из большого прямоугольника, маленького треугольника—трубы и двух кругов; вагон— из маленького прямоугольника и двух кругов); фигурки (треугольники, круги, прямоугольники), по форме соответствующие прорезям на доске.

Вторая доска с прорезями в форме неваляшки (четыре части —  три круга разных размеров и овал), клоуна (шесть частей — пять овалов разных размеров, круг и треугольник), Чебурашки (шесть частей — пять овалов разного размера, круг, уши нарисованы на доске);  геометрических фигурок, соответствующих  изображениям.

Ход игры. Вначале взрослый дает ребенку фигурки только к одному изображению и предлагает угадать, что из них можно сложить. Побуждает его к пробам и примериванию. В дальнейшем можно давать весь материал, но при затруднениях надо снова перейти к ограниченному количеству изображений.

Игра «Ищи и находи»

Цель. Учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию (круглые, квадратные, треугольные, овальные, прямоугольные), развивать внимание и запоминание.

Оборудование. Игрушки разной формы.

Ход игры. Взрослый заранее раскладывает в комнате на видных местах предметы и игрушки разной формы и говорит: «Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в нашей комнате, найди и принеси мне на стол». Когда ребенок  принесёт предметы, вместе рассмотрите принесенные предметы и оцените результат выполнения задания. Игра повторяется, ребенок ищет предметы другой формы.

Игра «Лото» (определение предмета по величине)

Цель. Учить определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом.

Оборудование. Большие карточки с изображением двух предметов, каждый представлен двумя величинами (большой и маленький); предметы расположены на карточках по-разному (например: большой дом, маленький дом, маленькое дерево, большое дерево; маленькая машина, маленький мяч, большая машина, большой мяч и т.п.), карточки с изображением отдельных предметов (больших и маленьких).

Ход игры. Взрослый дает ребенку большие карточки и по одной карточке-образцу, спрашивая: «У кого такая?» Ребенок должен не просто узнать предмет, а соотнести изображения предметов по величине, т. е. правильно наложить большой предмет на большой, маленький на маленький. После этого закрепляют результат в слове: «Правильно, это большой дом».

В дальнейшем задание усложняется: на карточках изображены разнородные и разные по величине предметы. По мере усвоения игры ребенку дают не одну, а 2—3 карточки.

 

 

 

 

Игра «Комната для трех медведей»

Цель. Учить ребенка осуществлять выбор и соотнесение величин предметов по словесному определению, действовать в соответствии со словесной инструкцией; учить пользоваться в игровой ситуации предметами-заменителями; продолжать знакомить со сказкой «Три медведя».

Оборудование. Предметы-заменители — картонные геометрические   формы   разной   величины    (длинный   прямоугольник —«стол», квадраты трех величин — «стулья», круги трех величин —«тарелки», половинки овалов трех величин — «чашки»), картонные фигурки трех медведей.

Ход игры. Играющие располагаются вокруг маленького стола. Рядом со взрослым на другом стуле лежит под салфеткой оборудование для игры. «Помнишь, я расссказывала тебе сказку про трех медведей,— говорит взрослый.— Они приходили к нам в гости. Самый большой, его звали Михайло Иванович, поменьше — медведица, ее звали Настасья Петровна, а самый маленький медвежонок Мишутка. Сегодня мы построим для них комнату и опять позовем их в гости. (Достает из-под салфетки картонный прямоугольник, кладет на середину стола.) Это будет стол для трех медведей. Около него нужны стулья. (Достает три квадрата и вперемешку выкладывает на стол.) Кто расставит стулья около стола так, как я скажу? Вот тут самый большой стул — для Михайло Ивановича. (Ребенок берет большой квадрат и ставит на указанное место.) Вот тут стул поменьше — для Настасьи Петровны. (Ребенок кладет соответствующий квадратик.) Тут самый маленький стул — для Мишутки». (Ребенок кладет маленький квадрат). Затем ребенок раскладывает тарелки-кружки. Взрослый уже не указывает, на какое место их ставить, а просто говорит: «Расставь тарелки так: самую большую — Михайло Ивановичу, поменьше — Настасье Петровне, а самую маленькую — Мишутке». Если ребенок кладет круги не на прямоугольник, взрослый напоминает, что это у медведей стол. Потом ребенок расставляет чашки. Ребенок зовет медведей, те приходят, благодарят. Каждый медведь узнает свой стул, свою тарелку и чашку.

Игра «Цветные кубики»

Цель. Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию.

Оборудование. Крупные пластмассовые кубики по два каждого цвета (красные, желтые, белые, синие, голубые, зеленые)

Ход игры. Взрослый расставляет перед собой и ребенком по 3—4 парных кубика, обращая внимание ребенка на их одинаковость: «Тебе такой, мне такой, тебе такой, мне такой...» Затем предлагает построить красивые одноцветные башни, показывает, как это делать. Момент постройки обыгрывает: берет сначала свой красный кубик, ставит на желтый и тут же выражает недовольство («не такой»), переставляет на красный, проводит по кубикам рукой сверху вниз, подчеркивая их однородность. Таким же образом устанавливает другие кубики. Затем просит ребенка сделать то же самое. При необходимости помогает. Ребенок строит башни 2—3 раза. По окончании взрослый хвалит его.

Игра «Спрячь мышку от кошки»

Цель. Учить ребенка различению цветов, подбирать одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой; учить ориентироваться на цвет как на значимый признак; закреплять эмоционально-положительное отношение к игре; продолжать знакомить с названиями цветов.

Оборудование. Плоскостные домики из картона, окрашенныев разные цвета (основные) или обклеенные цветной бумагой, с прорезями для дверей; с обратной стороны домиков (к основной части) приклеиваются сверху и снизу картонные рейки так, чтобы между ними перемещалась (в виде задвижки) полоска картона с наклеенными дверями тех же цветов, что и домики; игрушечная кошка и плоскостные изображения мышек   (см. вклейку).

Ход игры. На столе разложены три-четыре домика разных цветов и на некотором расстоянии вперемешку двери к ним. Появляется мышка, она пищит и просит спрятать ее от кошки. Взрослый прячет мышку в один из домиков и объясняет, что надо закрыть дверь, а то кошка найдет мышку. Обыгрывает этот момент: берет одну из дверей (цвет не подходит) и прикладывает к домику. Затем ищет дверь такого же цвета, как дом. Наконец находит дверь нужного цвета, закрывает мышку и обращает внимание на то, что двери не видно: она слилась с домиком. Выбегает кошка, бегает вокруг домика, ищет мышку, но не находит. Появляется другая мышка. Ее прячет ребенок. Игра повторяется.

В конце взрослый говорит, что ребенок хорошо спрятали мышек, правильно подобрал двери к домикам — все домики и двери одинаковые.

При повторном проведении игры используются домики другого цвета. Можно применять в окраске домиков незнакомые ребенку цвета и оттенки. Дома располагаются не в ряд, а в случайном порядке.

Игра «Найди свою игрушку в мешочке»

Цель: Учить ребенка узнавать на ощупь знакомые предметы, не просто держать предмет в руках, а ощупывать, передвигая ладонь и пальцы по предмету.

Оборудование. Игрушки резко различной формы, величины, фактуры, непрозрачный мешочек — «чудесный мешочек» с завязкой, в который складываются предметы-игрушки.

Ход игры. Взрослый дает ребенку игрушки и предлагает поиграть с ними. Через некоторое время показывает «чудесный мешочек», говорит, что в него можно спрятать игрушки, а потом найти их. Предлагает положить игрушки в мешочек. Затягивает шнурок, трясет мешочек и просит ребенка найти какую-нибудь игрушку, не заглядывая в мешочек. Если ребенок правильно выбрал игрушку (ощупывает одной рукой), он называет ее сам или с помощью взрослого. Если же игрушка выбрана неверно, взрослый кладет ее обратно в мешочек и достает нужную. Рассматривает и ощупывает игрушку вместе с ребенком, учит его этому методу, показывая, как передвигать пальцы по предмету, обращая внимание на форму, величину, фактуру, части предмета. Затем ищут другую игрушку.

 

Игра «Достань кукле шарик»

Цель. Учить ребенка анализировать условия практической задачи; использовать вспомогательные средства в тех случаях, когда они не имеют фиксированного назначения.

Оборудование. Кукла, два шарика, стул.

Ход игры. Взрослый играет с куклой и шариком, а ребенок наблюдает. Затем взрослый просит ребенка достать другой шарик со шкафа и поиграть с куклой. Шарик положен на шкаф так, чтобы, стоя на полу, ребенок не смог достать его. Он должен догадаться использовать стул, находящийся в поле зрения ребенка. Если ребенок не догадается этого сделать, то взрослый помогает ему проанализировать условия: «Рукой можешь достать шарик? Подумай, что тебе поможет в этом. Что нужно взять?» — жестом указывает на стул. Если и после этого ребенок не выполняет задания, можно показать и тут же объяснить, для чего берется стул. В конце взрослый педагог уточняет: «Шарик находился высоко. Ты взял стул, он помог тебе достать шарик».

Игра «Достань мишке мячик»

Цель. Продолжать ребенка учить анализировать условия практической задачи, использовать орудия в тех случаях, когда они не имеют фиксированного назначения и способ действия не предусматривается.

Оборудование. Мишка, мячик, палка.

Ход игры. Взрослый , играя с мишкой в мячик, закатывает мячик под шкаф так, что рукой ребенок не может достать его. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался использовать палку, которая находится в поле его зрения. Если он не сделает этого, то взрослый помогает проанализировать условия: «Мяч далеко. Найди, чем можно его достать. Подумай. (При этом указывает жестом на палку и обобщает действия.) Мы не могли рукой достать мяч. Поискали и нашли палку. Мы достали мяч палкой». В конце взрослый обобщает: «Если рукой достать нельзя, надо искать, что поможет».

Игра «Достань машинку»

Цель. Учить ребенка анализировать условия практической задачи; учить искать орудия в окружающей обстановке, используя их для достижения цели; формировать согласованность действий рук.

Оборудование. Заводная машинка, палка.

Ход игры. Взрослый заводит машинку, и она как бы «случайно» заезжает под шкаф так, что ребенок не может достать ее рукой. Взрослый просит его достать машинку и поиграть с ней. Ребенок должен решить практическую задачу: использовать для этой цели палку, которой нет в поле зрения ребенка (палка на подоконнике). Если ребенок пытается доставать игрушку рукой, не надо останавливать его, пусть он убедится, что нельзя достать игрушку рукой.   Затем   взрослый   говорит:   «Давай   поищем,   что  тебе   поможет достать машинку». При необходимости указывает на палку, говорит: «Посмотри, может быть, там есть то, что тебе необходимо». Если и при этом ребенок затрудняется выполнить действие, взрослый предлагает взять палку, попробовать достать ею машинку. В конце игры взрослый напоминает ребенку: «Надо всегда искать какой-либо предмет, который поможет достать игрушку».

 

Конструктивные игры

Игры с различными конструкторами имеют большое развивающее значение для развития детей. Ребенок учится создавать различные постройки. А взрослый учит этому ребенка следующим образом: например, ребенок прикрепляет окна и двери к построенному дому или вокруг достроенного дома располагает деревья, песочницы и пр., «расстилает» тротуары, дороги, по которым едут игрушечные машины. После того, как постройка готова её можно обыграть.

Играя со строителем, у детей формируются пространственные представления (вперед — назад, впереди — сзади, рядом, около, близко — далеко, дальше — ближе, наверху — внизу и пр.).

С помощью конструктивных игр можно учить ребенка группировать по двум образцам детали строительных наборов, например, кубики и палочки, бруски и кирпичики, пластины и треугольные призмы — крыши.

Познакомьте ребенка с названиями основных деталей строительных наборов, научите выделять деталь по названию, поощряйте самостоятельное называние деталей конструктора (кубик, брусок, кирпичик, пластина, треугольная призма – крыша).

Оборудование и материалы:

ковровое покрытие (однотонное, с рисунками дороги, улиц и т. п.);

крупный деревянный или пластмассовый строитель;

конструктор по типу Lego-duplo;

настольный деревянный конструктор — строительные наборы, состоящие из кубиков, брусков, пластин, кирпичиков и т. п.;

Примерный перечень игр

«Построим башню: кубик на кубик», «Построй дорожку для машины из пластин», «Стол и стул для матрешки», «Забор из кирпичиков и кубиков», «Скамеечка для зайки», «Игры с кубами», «Спрячь матрешку в домик», «Домик для собачки», «Разные домики», «Машина в гараже», «Забор из больших и маленьких палочек» и др.

Как только ребенок научится строить башни, дорожки для машин, заборчики, скамеечки, домики и т.д., можно предлагать более сложные задания. Например, игры и упражнения на группировку элементов строительных наборов (кубиков, брусков, пластин, треугольных призм) по двум-трем образцам, соот­несение их с плоскостными фигурами (квадратом, прямоугольником, треугольником).

Дети строят по подражанию взрослым разнообразные гаражи, ворота, заборы, мебель для куклы (стол, кроватка, диван, стул).

Можно учить строить различные здания по подражанию, а затем по образцу (жилой дом-башня с одним входом, детский сад — невысокий, длинный, с несколькими входами, магазин). Можно построить улицу после предварительного наблюдения («Улица. Вдоль улицы ряд домов, по улице едут машины. Забор с воротами, машины проез­жают в ворота, въезжают в гараж»).

Играйте с ребенком со сборно-разборными игрушками (куклы, животные), учите разбирать и соединять части в целое.

Учите ребенка складывать разрезные картинки из 3—6 частей с использованием приема накладывания на образец и по образцу (игрушки, овощи, фрукты, животные).Делайте это вместе.

Конструируйте из палочек по подражанию и образцу (дома, окошки, солнышко, заборчики, во­рота и т. п.).

Создавайте картины из плоскостных элементов (готовых вырезанных из бумаги или картона объектов: людей, животных, растений, транспорта и т.д.)

 

Сюжетно-ролевые игры

 

Очень важно играть с детьми в так называемые сюжетно – ролевые игры. В детской выделите место для таких игр, где сделайте кукольный уголок, который оформите в виде кукольной квартиры (кухня и комната) со всеми необходимыми для этого атрибутами: в кухне – шкаф для посуды, плита для приготовления пищи, холодильник, посудомоечная машина, посуда, игрушечные продукты, кукольные стол и стулья; в комнате – кровать с постельными принадлежностями, диван, кресла, телевизор, столик, шкаф, предметы одежды куклы в разные сезоны и т.д. Наполнение кукольного уголка связывается с различными игровыми ситуациями.

На ковре можно создать игрушечный гараж для различных машинок (большого, среднего и маленького размера), любимые ребенком мишки, зайки, собачки и другие игрушки расположите на специальных стеллажах, в доступном для него месте.

 

Начинать учить ребенка игре нужно с игр с куклой. Сначала познакомьте ребенка с куклой. Важно сформировать особое отношение к кукле как к ребенку (игровому заместителю человека): научите ребенка говорить ласковые слова кукле, заглядывать в глаза, поглаживать по головке и т. п.; познакомьте с предметами, необходимыми для игры с куклой (предметы одежды, посуды, мебели), научите их показывать и называть (мимикой, жестами, словами).

Вы можете научить ребенка выполнять совместные с вами игровые действия, по подражанию действиям и по вашей словесной просьбе. Стимулируйте первоначальное ассоциирование собственных действий ребенка с действиями взрослых («я — мама (папа), это моя дочка» и т. п.). Научите различать кукол по одежде и прическе («дай такую же...»); научите различать игрушки по цвету, величине («дай, найди такую же...»).

Примерные игры с куклой:

«Познакомимся с Аней», «Кукла Аня играет и отдыхает», «Кукла Аня танцует и поет», «Кукла Аня ходит», «Во что одета кукла Аня», «Кукла Аня и кукла Ваня», Катаем кукол в колясках», «Моем руки Ане», «Купание куклы Ани», «Угостим Аню чаем», «Поим кукол чаем», «Комната для Ани»; «Накормим Аню обедом», «Кормим кукол обедом», «Укладывание Ани спать», «Завтрак куклы Маши», «У нас в гостях кукла Катя», «Кукла Катя хочет спать», «Постелим куклам кроватки», «Укачаем куклу (мишку, кошечку, собачку и т. п.)»» «Уложим куклу (мишку, кошечку, собачку и т. п.) спать», «Кукла Катя проснулась», «Прогулка с любимыми куклами и мишками», «Стирка одежды», «Кукла Аня и кукла Катя уряжают елку», «Разговариваем по телефону с Дедом морозом», «Куклы ждут Деда Мороза», «Новогодний праздник», «Оденем кукол на прогулку», «Поделись игрушкой с другом», «Вместе делаем игрушки», «Купаемся и загораем с куклами на речке», «Прогулка за грибами», «Собираем шишки для белок», «Поездка в поезде», «Поездка на автобусе», «Поездка на поезде в осенний лес», «Поездка на поезде в зимний лес», «Летнее путешествие на поезде», «Путешествие с куклами к ручейку», «Купаемся и загораем с куклами и собачкой на речке», «Поездка на автобусе в кукольный театр», «Поездка на автобусе в гости к кукле Ане» и др.

От игр с куклой можно перейти к истинно сюжетно-ролевым играм (по возможностям ребенка):

Игра «Дочки-матери»

Возможные варианты развития сюжетов игры: «У нас в гостях кукла Катя», «Кукла хочет спать», «Завтрак куклы Маши», «День рождения медвежонка», «Прогулка малышей», «Купание малышей-голышей», «Стирка», «Праздник елки», «Оденем доченьку на прогулку», «Кукла Катя проснулась», «Поездка в гости на автобусе».

Игра «Семья»

Возможные варианты развития сюжетов игры: «Утро в семье», «Обед в семье», «Вечер в семье», «Выходной день в семье», «В семье заболел ребенок», «Помогаем маме стирать белье», «Большая уборка дома», «К нам пришли гости», «День рождения дочки».

Игра «Автобус»

Возможные варианты развития сюжетов игры: «Строим автобус», «Учимся водить автобус», «Едем в школу», «Едем в парк», «Катаемся по городу», «Едем в гости», «Едем в театр».

Игра  «Магазин»

Возможные варианты развития сюжетов игры: «Овощной магазин», «Продуктовый магазин», «Магазин игрушек», Хлебный магазин», «Магазин одежды».

Игра «Парикмахерская» Возможные варианты развития сюжетов игры: «Мама ведет дочку в парикмахерскую (игры с куклой)», «Папа ведет сына в парикмахерскую (игры с куклой)», «Едем на автобусе в парикмахерскую», «Делаем прически к празднику» и т. п.

Игра «Доктор»

Возможные варианты развития сюжетов игры: «На приеме у врача в медицинском кабинете», «Кукла Катя заболела», «Осмотр у врача», «В процедурном кабинете», «На приеме у врача в поликлинике», «Мама вызывает врача на дом», «Врачи "скорой помощи" едут лечить Катю», «Скорая помощь увозит Катю в больницу» и т. п.

ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ, ИГРАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ! ТОЛЬКО ИГРА ПОМОЖЕТ ВАМ ПОНЯТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА, ПОМОЖЕТ ВОСПИТАТЬ ЕГО УМНЫМ, ДОБРЫМ И СЧАСТЛИВЫМ!!!