ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад №14 "Олененок"

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад №14 "Олененок"

МЕНЮ
Главная » Страница логопеда » Значение логопедического массажа и самомассажа в работе с детьми

Значение логопедического массажа и самомассажа в работе с детьми

Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.

Логопедический массаж – часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекции, но особенно значим на начальных этапах. Проводиться наряду с артикуляционной гимнастикой.

Массаж улучшает кровообращение, способствует расслаблению. Начинать воздействовать массажем на ребенка можно с двух месяцев, что будет препятствовать развитию в его организме нарушений, в том числе речевых.

Приемы логопедического массажа: поглаживание, растирание, вибрация, поколачивание, покалывание, плотное нажатие.

Основные цели логопедического массажа: нормализация мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры, понижение патологических движений языка, увеличение объема артикуляционных движений, формирование произвольных координированных движений органов артикуляции. Начинать и заканчивать логопедический массаж рекомендуется с поглаживающих движений.

Противопоказания к логопедическому массажу: ангина, стоматит, ОРЗ, высокая температура тела.

Массаж – интересная игра, сопровождается речевками, потешками, стихотворениями.


МАССАЖ И САМОМАССАЖ

Массаж ладоней щёткой для волос (на ударные слоги). Не исключается и самомассаж.

Гладила мама-ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат!»


Даём ребёнку колючий мяч или круглую щётку для волос.

Ребёнок катает мяч или щётку между ладонями, приговаривая:

У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки.

Но ещё сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник!


Ребёнок катает грецкий орех между ладонями (по кругу), приговаривая:

Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.


Два грецких ореха или маленьких каучуковых мячика ребёнок держит в одной руке и вращает их одним вокруг другого (по типу китайских шаров).

Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает.


Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стихи).

После 1-го двустишья – смена рук:

Кусается сильно котенок-глупыш, он думает: это не палец, а мышь (смена рук).

Но я же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться – скажу тебе «Кыш!»


Ребёнок сжимает в руке эспандер кистевой (мячик резиновый, грушу от пульверизатора или любой другой предмет, который сопротивляется при сжатии). Сжимание – на ударные слоги.

Сжать кольцо поможет нам сила с волей пополам.

Станут пальчика сильнее, а головушка – умнее.


Насыпаем в кастрюлю 1-1,5 килограмма гороха или фасоли.

Ребёнок запускает туда руки и делает движение, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая:

Мы тесто месили, мы тесто месили: нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько ни месим, и сколько ни мнём, комочки опять и опять достаём.


Для выполнения данного упражнения можно взять решётку для раковины (обычно она клетчатая по строению) или расчертить в клетку 2 х 2 см лист бумаги.

Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками.

В зоопарке мы бродили, к каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд – медвежат, волчат, бобрят.


Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок так, чтобы он весь уместился в его кулачке.


Собираем спички (счётные палочки) одними и теми же пальцами рук: двумя указательными, двумя средними – до мизинцев (подушечками).

На каждую стихотворную строчку – по одному движению (взятию спички):

Клювов длиннее не видывал я, чем клювы у аиста и журавля.


Насыпаем в кружку сухой горох. Ребёнок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку:

Снегирь, и сорока, и клёст, и синицы – зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по-прежнему с нами, мы будем кормить их, конечно же, сами.

То же самое ребёнок может проделать другой рукой, двумя руками одновременно, двумя руками попеременно, большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим пальцем и мизинцем.


Насыпаем горох в крышку от банки (или на блюдце). Ребёнок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает её остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берёт ещё одну и так набирает целую горсть. Можно это делать одной или двумя руками. Каждая горошина берётся на ударный слог.

Зёрнышки все, что хозяйка давала, курочка клювом по штучке склевала.


Две пробки от пластиковых бутылок кладём на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них «как ноги». Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы холодной поры!


Здесь требуется только чёткое указание ребёнком на упоминаемую в стихотворении часть тела (своего или куклы).

Есть на пальцах наших ногти, на руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь и животик не забудь.

Бедра, пятки, двое стоп, голень и голеностоп.

Есть колени и спина, но она всего одна.

Есть у нас на голове уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски, и глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри, губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой. Вот что знаем мы с тобой!


«Ходим» пальцами (указательным и средним) по «зебре» дорожного перехода на ударные слоги:

Нас с тобой переведёт пешеходный переход.

Ребёнок выполняет это упражнение сначала одной рукой, потом двумя – одновременно.


Кусочек полиэтилена размером примерно 1,5-2 детские ладони ребёнок собирает (комкает) пальцами в ладонь, начиная с угла. Кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны. Сначала ребёнок может помогать себе другой рукой, но потом он выполняет это упражнение только одной рукой.


Строим «сруб» или «колодец» из спичек или счётных палочек.

Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.


Берём веревку (толщина – с мизинец ребёнка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребёнок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года (по порядку). Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.


Верёвку с узлами подвешиваем в вертикальном положении.

Теперь это – лиана. Ребёнок пальцами обеих рук подтягивается за узлы, а ладони сжимают их (как при лазанье по канату).

Там, где с деревьев свисают лианы, разные в джунглях живут обезьяны:

Лазают там шимпанзе, павианы, есть и гориллы, орангутаны


Натяните верёвку на уровне плеч ребёнка и дайте ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог стиха делается одно соответствующее движение:

Прищеплю прищепку ловко я на мамину веревку.


Руки, как грабельки (большой палец прижат к ладони, а остальные слегка разведены и полусогнуты), скребут по шершавой поверхности подушечками пальцев (на ударные слоги):

Граблями сгребаем мы мусор с земли,

чтобы к свету росточки пробиться смогли.


Берём пельменницу или рисуем соты на бумаге. Пельменницу переворачиваем поверхностью, похожей на соты, вверх, и пальцы ребёнка (указательный и средний) «ходят» – «летают» по сотам на ударные слоги:

Пальцы, как пчелы, летают по сотам и в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли мёда все нам до весны, чтобы не снились голодные сны?


Берём схему метро (не очень мелкую) и «ходим» пальчиками одной руки по всем станциям одной линии, пальчиками другой руки – по всем станциям другой линии.

Заодно и с названиями станций познакомимся. Шагаем на ударные слоги:

Те же рельсы, поезда, только скучная езда.

Смотрим мы с тобой в окно – днём и ночью там темно,

Ведь под нами – острова, сотни улиц и река.

Но зато в метро легко ехать очень далеко.


Самомассаж лица «Озорные мишки»


Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать её вперёд, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.

Оттяну вперёд я ушки, а потом назад. Словно плюшевые мишки детки в ряд сидят.

Раз, два, три – скажу, четыре, пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для ушек нужно делать всем.

Оттяну вперёд я ушки, а потом назад. Словно плюшевые мишки детки в ряд сидят.

Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1 минуту.

А теперь по кругу щёчки дружно разотрём:

Так забывчивым мишуткам память разовьём.

Раз, два, три – скажу, четыре, пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для щёчек нужно делать всем.

Теми же двумя пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом – круги по лбу, также, считая до 30. Делать по 1 разу.

На подбородке круг черчу: Мишке я помочь хочу

Чётко, быстро говорить, звуки все произносить.

Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой нужно делать всем.


Чтобы думали получше озорные мишки, мы погладим лобики плюшевым плутишкам.

Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой нужно делать всем.


Массировать указательным и средним пальцами одновременно интенсивно верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 минуту.

Чтобы мишка лучше видел, стал внимательней, шустрей,

Мы волшебные очки нарисуем поскорей.

Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой нужно делать всем.


Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счёт до 20. Делать 1 минуту.

Мы подушечками пальцев в точки попадём: так курносому мишутке носик разомнём.

Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для носа нужно делать всем.

Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. По 10 раз.

Мишка, мишка, рот открой! И налево двинь щекой…

Мишка, мишка, рот открой! И направо двинь щекой…

Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.

Ох, устали наши мишки, тихо в ряд сидят. Знают: польза от массажа будет для ребят!


Комплексы по самомассажу и массажу


Растирание ладоней


«Ручки греем» — упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой, мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть, посильнее растереть.

«Добываем огонь» — энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

Добываем мы огонь, взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим – и огонь себе добудем.

«Стряпаем» — имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

Раскатаем колобок, колобок – румяный бок.

Будем сильно тесто мять, будем няне (маме) помогать.


Растирание пальцев


Крепко пальчики сожмём, после резко разожмём.

Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз)


«Зажигалка» — обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:

Зажигалку зажигаю, искры, пламя выбиваю!

«Мельница» — сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.

Закружилась мельница, быстро мука мелется.

«Точилка» — сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш, мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили, острый кончик получили.

«Точим ножи» — активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.

Ножик должен острым быть, будем мы его точить.

Раз, два, три, четыре, острый ножик наточили.

«Пила» — ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.

Пилим, пилим мы бревно, очень толстое оно.

Надо сильно постараться, и терпения набраться.

«Сильным я родился, а ну, стена, подвинься!»

Опереться руками о стену. Нажать сильнее, расслабить кисти.

«Вот все пальцы на виду! Бух! – теперь их не найду»

Вытянуть руки вперёд. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз.

«Ручкой ручку поддержу, сильно ею потрясу»

Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать.

Упражнение улучшает циркуляцию крови.


Растирание предплечья


«Надеваем браслеты» — одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кисти к локтю «двигаем браслет», прокручивая его влево-вправо, — (по 2 раза на каждой руке).

Мы браслеты надеваем, крутим, крутим, продвигаем,

Влево-вправо, влево-вправо, на другой руке сначала.

«Пружинка» — спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.

Мы пружинку нарисуем длинную и крепкую.

Мы возьмём её растянем, а потом обратно стянем.

«Гуси» — пощипывание руки вдоль по предплечью от кисти к локтю.

Гуси травушку щипали, громко, весело кричали:

Га-га-га, га-га-га, очень сочная трава.

«Человечки» — указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечья (человечки – «маршируют, прыгают, бегут».

Для маршировки:

Человечки на двух ножках маршируют по дорожке,

Левой-правой, левой-правой человечки ходят браво.

Для прыжков:

Человечки на двух ножках стали прыгать по дорожке,

Прыг-скок, прыг-скок, всё быстрее: скок -поскок.

Для бега:

Человечки на двух ножках стали бегать по дорожке,

Побежали, побежали, вдруг споткнулись и упали.


Самомассаж «Игра с ушками»


Раз, два, три, четыре, пять – будем с вами мы играть.

Есть у ушка бугорок под названьем «козелок».

Напротив, ушко мы помнём и опять считать начнём.

Раз, два, три, четыре, пять – продолжаем мы играть.

Сверху в ушке ямка есть, нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять – продолжаем мы играть.

Из ушка к верхушке дорожка идёт,

По этой дорожке наш пальчик пройдёт.

Погладим её мы, чтоб гладкой была…

И дальше продолжилась наша игра.

Снизу в ушке ямка есть, нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять – продолжаем мы считать.

Ушкам отдыхать пора.

Вот и кончилась игра.


Упражнения для суставов пальцев с элементами сопротивления


Комплекс упражнений для суставов пальцев с элементами сопротивления сопровождается стихотворным текстом и хорошо дополняет пальчиковую гимнастику, проводимую на логопедических занятиях. Уже давно доказано, что чем быстрее и точнее ребёнок выполняет движения пальцами, чем тоньше, дифференцированнее работа мышц кистей рук, тем быстрее и лучше развивается речь, а, следовательно, и мышление. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.

Руку сжать в кулак. Резко разжать.

Крепко пальчики сожмём. После резко разожмём.

Сложить ладони вместе. Локти на высоте плеч, пальцы обеих рук соприкасаются. Раздвинуть ладони так, чтобы подушечки пальцев остались сомкнутыми, одновременно приподнять локти. Потрясти руками и повторить упражнение снова.

Потерялись мы в лесу, громко крикнем все: «Ау!»

Двигать большим пальцем к себе и от себя.

Зажигалку зажигаю, искры кремнем выбиваю!

Сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.

Закружилась мельница. Быстро мука мелется.

Опереться руками о стену. Нажать сильнее – расслабить кисти.

Сильным я родился! А ну, стена, подвинься!

Вытянуть руки вперёд. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз.

Вот все пальцы на виду. Бух! – теперь их не найду.

Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать. Упражнение улучшает циркуляцию крови.

Ручкой ручку поддержу, сильно ею потрясу.


Поглаживание ушных раковин. Массаж волшебных ушек


Организационный момент «Поиграем с ушками».

Садимся в круг. Давайте послушаем тишину.

Подходи ко мне, дружок и садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди и скорее покажи.

Заводим ладошки за ушки и загибаем их вперёд.

Похлопаем ушками.

Вот так хлопаем ушами.

Прижимаем к голове, резко отпускаем.

Потянем ушки.

Сейчас все потянем вниз, ушко, ты не отвались!

Захватываем мочки и потихоньку тянем их вниз, отпускаем.

Покрутим козелок.

А потом, а потом покрутили козелком.

Вводим большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимаем козелок, потихоньку сдавливаем и поворачиваем его во все стороны (20-30с).

Погреем ушки

Ушко, кажется, замерзло, отогреть его так можно.

Прикладываем ладони к ушкам и тщательно трем ими всю ушную раковину: 1-2, 1-2.

Вот и кончилась игра, а раз кончилась игра, наступила ти-ши-на.

Ребёнок расслабляется и слушает тишину.


«Гладь мои ладошки, ёж!»

Берём 2 массажные щётки и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог.

Гладь мои ладошки, ёж! Ты колючий, ну и что ж!

Потом взрослый держит щётки, «щетиной» вверх, а ребёнок гладит их ладошками со словами.

Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить.

Педагогам: можно брать подгруппу детей до 8 человек и рассаживать их вокруг себя так, чтобы взрослый мог дотянуться до всех. Каждому ребёнку – по движению на каждый ударный слог стиха.


«Мне дала синичка хрупкое яичко»

Обыгрываем каучуковый мячик или грецкий орех, как яйцо птички.

Птичка веток набрала, крепко гнёздышко свила.

С этими словами ребёнок сводит ладони в форме гнезда.

И снесла яичко умница синичка, —

Взрослый кладёт мячик или орех («яйцо») в «гнездо».

Ты яичко покатай, но из рук не выпускай:

Очень хрупкое оно – так у птиц заведено.

С этими словами ребёнок катает мячик между ладоней – одна сверху, другая снизу.


«Будь сильней моя рука»

Упражнения на развитие силы кистей рук повышают тонус коры головного мозга. Даём ребёнку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребёнок сжимает его на каждый ударный слог, проговаривая.

Я сожму своё, кольцо – буду сильным молодцом,

Буду младших защищать, буду слабым помогать.

После каждой строки руки меняются.

Для более сильного ребёнка можно продолжить с соответствующими движениями:

Пополам его согну и восьмёркой заверну.

Педагогам: можно делать это упражнение и с подгруппой. Эспандеров должно быть столько же, сколько детей.


«Все узлы переберу»

Ритмичный перехват развивает чувство ритма и координацию движений. Завязываем на верёвке 8-16 ощутимых узлов и натягиваем её горизонтально. Ребёнок проговаривает строки:

Я хватаюсь за верёвку правой – ловко, левой – ловко.

За узлы её беру и играю поутру.

Хватаясь за узел на каждый ударный слог. Если узлов 8, то после второй строки перехват начинаем сначала.


Педагогам: если проводить это упражнение в подгруппе детей, то концы верёвки надо связать, а верёвку не натягивать, а держать всем вместе, сидя в кругу.


Самомассаж языка

Язычок погладим ласково губами, а затем мы постучим бережно губами,

Язычок погладим ласково зубами, нежно покусаем (похлопаем) мы его зубами,

И опять погладим ласково зубами, а, потом похлопаем бережно губами

И в конце погладим ласково губами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Год памяти и славы 2020

Календарь

Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

Свежие комментарии

© 2020. Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад №14 "Олененок".