Аденоиды и речевые нарушения у детей
Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей, являются аденоиды.
Аденоиды – избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведёт к затруднённому носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом.
Это влечёт целый ряд физиологических изменений в организме ребёнка:
- миндалины гипертрофируются и превращаются из органов дезинфекции в рассадник инфекций, открывая путь микробам и вирусам в органы дыхания (трахею, бронхи, лёгкие), являясь причиной частых ангин, бронхитов, бронхопневмоний, приводя эти органы в дальнейшем к деструктивным изменениям;
- частые повторяющиеся острые воспаления и хронические заболевания носоглотки (риниты, отиты, воспаления пазух носа и т.д.) могут привести к стойкому снижению биологического слуха у ребёнка;
- в результате затруднения оттока крови и лимфы от головного мозга, вызванного застойными явлениями в полости носа от воздействия аденоидов, у детей нередко возникают головные боли;
- вынужденные частые короткие вдохи ребёнка, ведут к тому, что мозг ребёнка постоянно находится в состоянии кислородной недостаточности и, как следствие, повышенная истощаемость центральной нервной системы, что проявляется в утомляемости, снижении работоспособности, внимания, памяти, при этом страдают и изменяются все психические процессы;
- лицо ребёнка, страдающего от наличия аденоидов, имеет свои характерные особенности: часто приоткрытый рот (приподнятость верхней губы, различной степени отвисание нижней челюсти), сглаженность носогубных складок, амимичное выражение лица.
Аденоиды у детей являются причиной неразвитости, слабости периферического отдела речевого анализатора:
1) слабости нижней челюсти и, как следствие этого, повышенное слюнотечение;
2) неразвитости, слабости мышц языка, особенно его кончика и спинки, что является результатом его малоподвижности, т.к. с помощью языка ребёнок пытается механически прикрыть вход в ротовую полость от воздействия холодного воздуха. Это ведёт к нарушению произношения различных звуков.
3) неразвитость, вялость верхней губы.
Описанная выше патология физиологического развития неизбежно влечёт за собой тяжёлые речевые нарушения у детей:
- речевое высказывание неожиданно прерываются необоснованными паузами, большей частью для того, чтобы сделать дополнительный вдох, и, как следствие этого, нарушаются темп, ритм речи, её просодическая сторона. В дальнейшем это приводит на письме к трудностям определения границ предложения, слова, слога.
- голос приобретает сильный носовой оттенок, становится глухим, лишается своей выразительности.
- страдает звукопроизношение, одни звуки заменяются другими например: «мебель» = «небель» или «непель», «Мила» = «Мина», «мне» = «не», «Дина» = «Нина» или «Тина», «день» = «нень» или «тень», «ладно» = «лано» и т.д.) ; межзубное произнесение «С» «З» «Ц» «Ш» «Ж» «Ч» «Щ», замены их между собой; трудности в произношении «Л» «Р»; «В».
Если вы заметили у своего ребенка признаки этого заболевания, необходимо как можно быстрее обратиться к врачу — отоларингологу для консультации и дальнейшего лечения.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.