Мастер-класс для педагогов: «Нетрадиционные способы рисования в дополнительном образовании детей дошкольного возраста в процессе реализации ФГОС ДО» |
Мастер-класс для педагогов:
«Нетрадиционные способы рисования в дополнительном образовании детей дошкольного возраста в процессе реализации ФГОС ДО».
«Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок»
В.А. Сухомлинский
Вводная часть (мотивационная) часть:
Здравствуйте, уважаемые участники мастер-класса. Я предлагаю Вам сегодня на практике освоит нетрадиционные техники рисования, стать непосредственным участником нашего мастер-класса.
Актуальность мастер-класса:
в непосредственно-образовательной деятельности по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.
В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения и пр.) навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Цель:
Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники – рисование с помощью целлофановых пакетов.
Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.
- Задачи:
- Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования – рисование с помощью целлофановых пакетов;
- Развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге, картоне, пакете и др.;
- Способствовать развитию интереса к художественно-творческой деятельности;
- Развивать творческие способности и экспериментирование;
- Воспитывать чувство прекрасного.
- Применение:
- в работе кружка,
- в повседневной НОД по рисованию,
- в работе с родителями.
План мастер-класса:
Подготовительный этап:
Оформить выставку работ, выполненных в нетрадиционной технике «рисование с помощью целлофанового пакета».
Подготовить материалы, которые используются в нетрадиционном рисовании.
Вступительное слово:
Изобразительная деятельность одна из самых интересных видов детской деятельности. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое отношение к окружающему миру и имеет большое значение для всестороннего развития детей, помогает раскрыть и обогатить его творческие способности.
В последние годы меняются содержание и задачи изобразительной деятельности. Если несколько лет тому назад ставили детей в рамки копирования образца, показывая последовательности и приемы рисования, учили изображать предметы реалистичного мира, то сейчас, используя новые, инновационные программы и педагогические технологии мы стараемся, не навязывая свою точку зрения, позволить ребенку свой творческий потенциал. Для этого необходимо умелое и целенаправленное руководство творческим развитием детей. Огромное значение в раскрытии творческого потенциала детей имеет нетрадиционное рисование.
Нетрадиционное рисование – искусство изображений, не основываясь на традиции.
Рисование нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятельность, которая увлекает и восхищает детей. Основной принцип работы: «Учение через увлечение». Вторая задача: дать возможность испытывать удовольствие на занятиях. Следующий этап – увлеченность. И заключительный – успех! Таким образом, у детей формируется эмоционально-положительное отношение к процессу рисования. Появляется интерес к изобразительной деятельности.
Приобретая опыт рисования в нетрадиционной технике, ребенок преодолевает неуверенность, и дальнейшее творчество будет доставлять ему только радость, удовольствие. Рисование с использованием нетрадиционных материалов и нетрадиционных техник дает возможность развить творческие способности дошкольников. При содействии взрослых дети учатся мыслить, находить необычное применение обычным вещам, начинают экспериментировать, творить, у них возникают новые идеи, связанные с комбинированием разных материалов. Важную роль играет и развивающая среда. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус.
Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направленны на реализацию федерального государственного образовательного стандарта.
Мой опыт работы свидетельствует о том, что рисование необычными материалами оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции как известно, — это процесс и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Мне нравится рисовать с детьми нетрадиционными техниками. В таких занятиях есть творческая свобода и радость. Эффективные результаты почти не зависят от умелости и способностей, так как такие занятия наполняют игру. На занятиях с различными нетрадиционными материалами дети экспериментируют, создают прекрасные работы.
Теоретический этап:
Способ рисования «Внутри пакета».
Материал и оборудование: целлофановый пакет, разрезанный с двух сторон, ножницы, толстая кисть, гуашь, картон или рамка для оформления.
- Ход выполнения работы:
- Отгибаем верхнюю часть целлофанового пакета.
- Наносим различные цветовые пятна.
- Накладываем отогнутую часть, размазываем краску до получения необходимого рисунка.
- Оформляем в рамочку или закрепляем на картон скрепками.
Способ рисования «Мокрой пленкой». (создание фона)
Данная техника может быть применена для рисования морского пейзажа, лесной поляны, пустыни, изображения огня и прочее. Она проста в применении и очень нравится детям.
Материал и оборудование: бумага для рисования желаемого формата, бутылочка с красками, кусок целлофанового пакета чуть больше бумаги для рисования, чашка с водой.
- Ход выполнения работы:
- Берем кусок целлофана, опускаем в чашку с водой.
- Добавляем краску (в зависимости от темы рисунка).
- Отжимаем кусок целлофана и не давая гуаши высохнуть, расправляем влажную пленку на листе бумаги.
- Аккуратно снимаем кусок целлофана. Даём готовому листу высохнуть.
- Наносим нужной гуашью элементы рисунка по теме.
Способ рисования «Монотипия».
Материал и оборудование: бумага для рисования, кисточки или ватные палочки, краски любого цвета, целлофановый пакет, чашка с водой.
- Ход выполнения работы:
- На гладком целлофане рисуем краской с помощью кисточки, ватной палочки или пальцем. Краска должна быть густой и яркой.
- И сразу же, пока не высохла краска, целлофан переворачивают изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промакивают рисунок, затем поднимают.
- Получается 2 рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.
Изображение выполняется на целлофане, затем переносится на бумагу.
Способ рисования «Оттиск целлофаном».
Материал и оборудование: плотная бумага любого цвета, миски с поролоновыми штемпельными подушками, пропитанный краской целлофан, кисть, краски.
- Ход выполнения работы:
- Ребенок сжимает целлофан в комок и прижимает к штемпельной подушке с краской.
- Затем наносит оттиск на бумагу.
- Для получения оттиска другого цвета нужно взять миску с другой краской и чистый целлофан.
- Чтобы выполнить на бумаге задуманный образ, можно дорисовать необходимые детали красками.
Способ рисования «Монотипия шаблонная».
Материал и оборудование: гуашь, простой карандаш, альбомный лист А4, целлофановые пакеты, степлер, ватные палочки, ножницы, кисти №1 и №4, тканевая салфетка, губка, блюдце, вода, лист картона.
- Ход выполнения работы:
- На листе картона простым карандашом выполняем предполагаемую работу.
- Вырезаем по контуру. Получили заготовки для оттисков.
- Сминаем хаотично целлофановый пакет и при помощи степлера фиксируем его на бумажных шаблонах.
- Обрезаем целлофан по бумажному шаблону.
- При помощи широкой кисти наносим гуашь на детали. Она может покрыть целлофан не полностью.
- Аккуратно делаем оттиски на чистом листе бумаги.
- Используем салфетку для прижимания.
Практический этап:
Нетрадиционных техник рисования целлофановым пакетом очень много, я хочу предложить новый способ при помощи моющего средства для мытья посуды. Этот метод рисования называется файл-арт или рисование на файлах.
Этот метод рисования подходит для всех малышей, а особенного для тех, кто не любит пачкать ручки в краске и «скептически» относится к пальчиковому рисованию. Этот способ подойдет для любого возраста и даже взрослые найдут в этом что-то удивительное.
- Для занятия необходимо:
- Любая жидкая краска (сметанообразной консистенции). Это могут быть пальчиковые краски или жидкая гуашь.
- Прозрачные пакеты(файлы), скотч
- Ватные палочки (можно рисовать просто пальчиком)
- Ход выполнения работы:
- Заливаем моющее средство для мытья посуды в файле, и, чтобы моющее средство приобрело разноцветный, красивый, сочный цвет, добавляем в него немного пищевого красителя или гуашь, заклеиваем скотчем край, распределяем её равномерно и начинаем рисовать ватной полочкой или пальчиком.
- Если используется пластиковый файл, то можно рисовать стеками, линейкой, так как он плотный и не порвется. На обычном полиэтиленовом пакете лучше рисовать пальчиком, так как он тонкий и может порваться.
- Таким образом, с малышом можно изучать цвета. Для этого подготавливаем пакеты с основными цветами. Пакет, если он не течет и герметичен, может использоваться повторно много раз.
- Рисуя на пакете, малыш развивает мелкую моторику. Пакеты с краской дают и новые тактильные ощущения.
- Затем добавляйте в пакет несколько цветов и показывайте малышу, как смешиваются между собой цвета. На границе контакта двух цветов будет получаться третий. Называйте новый цвет ребенку и объясняйте, что его получили посредством смешивания двух цветов.
Сейчас я вам предлагаю самостоятельно выбрать файл с краской, потрогать, почувствовать краску в пакете, какая она лёгкая и выполнить рисунок. И, как вы, наверное, догадались, рисовать мы будем без кисти, а просто пальцами или ватными палочками.
Рефлексия
Дорогие коллеги, сегодня нетрадиционным способом мы смогли изобразить самые простые -изображения предметов. Надеюсь, такой способ рисования сможет помочь педагогу при тестировании в процессе диагностических исследований детей, закрепить с ребенком знание формы, цвета.
Давайте донесем наше мастерство, знания, умения до каждого ребенка и сделаем из каждой творческой личности, это в наших силах.
А сейчас предлагаю каждому нарисовать смайлик вашего настроения, которое у вас сложилось после проведения мастер-класса.
- Вопросы к педагогам:
- Что нового Вы узнали из мастер-класса?
- Какой вывод вы сделали?
- Как вы думаете, надо учить дошкольников нетрадиционной технике рисования?
- Почему?
- Какие по-вашему, чувства будет испытывать ребёнок в процессе рисования этими способами?
- Список литературы:
- Казакова Т. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста нетрадиционные техники, занятий планирование, конспекты» — Москва: ТЦ Сфера, 2012 – с. 128.
- Дошкольное воспитание – 2009, №8 с. 68-75.
- Дошкольное воспитание – 2010, №2 с. 31-32.
- Ребенок в детском саду – 2013, №2 с. 15-18.
- Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий.» Издательство КАРО Санкт-Петербург, – 2013.